Эксперимент: я окружил себя пропагандой и полюбил её, как родную сестру

10 февраля. День гнева

Проснувшись в понедельник утром после беспокойного сна, я подписался на RT, «Царьград», РИА ФАН, «Политику сегодня», «Народные новости», «Антимайдан», «Вести», «США – спонсор мирового террора» и даже на паблик про Путина. Я сделал это, чтобы выйти из информационного пузыря своих соцсетей и проверить, удастся ли пропаганде завербовать себе ещё одного единомышленника.

Человек в перчатках стал крутить ручку „динамо-машины“. Ток пошел до колен, у меня стали сокращаться мышцы икровые у ног, меня охватила паралитическая боль, я стал кричать, начал биться спиной и головой о стену. Они стали твердить: „Ты лидер“. Чтобы они остановили пытки, я отвечал: „Да, я лидер“. „Вы собирались устраивать террористические акты“. Я отвечал: „Да, мы собирались устраивать террористические акты“.Воспоминания Дмитрия Пчелинцева, осужденного на 18 лет строгого режима по делу «Сети»

Пабликов мне было мало. В телеграме я по возможности продублировал список и добил его подписками на каналы Симоньян, Соловьёва, Шафран (это та, которая выслушивает потоки сознания Соловьёва в радиоэфире), Витязевой, Караульного и прочую интеллигенцию. Обмазался ею. Сижу и жду – рожа красная, довольная. Было любопытно, что меня заденет больше всего. 

Итак, погружаемся. При первом заходе в эти бурные воды обдаёт, само собой, говном. Я был дезориентирован. Тут и там — что-то жидкое, сальное и неприятное, как отрыжка: Украина, Крым, Донбасс, разведение сил, Сирия, Ливия, США, майдан, Ходорковский, либералы, либероиды, либерахи, либурда. Везде ужимки и везде интеллектуальный запор. Господи, мать твою, Исусе, помилуй мою душу. 

Во что превратилась моя жизнь

Я знал, что там обсуждают и про что пишут. Но это был шок: сегодня люди на серьёзных щах проговаривают слова вроде «гегемония США», «неполживая оппозиция», «евромайдан», «миропорядок». Всё блюдо сдабривают блевотной темой Украины – уж там-то простор для творчества. 

Я специально зашёл на «Википедию», чтобы проверить, когда там был этот майдан: он стартанул в 2013 году и в целом завершился в начале 2014-го. Тогда мы смотрели это по ящику и обсуждали с пацанами в универе. Теперь ящик остался в далёком прошлом, а мы с пацанами из универа разъехались кто куда и сменили несколько работ. Посмотрите, пожалуйста, на календарь. Украина, Крым, Донбасс. Гегемония США. 

С меня сняли носки, стянули штаны и трусы до колен. На голову надели плотно прилегающий убор типа подшлемника и застегнули под подбородком. Конвойный обмотал большие пальцы моих ног проводами. В рот пытались засунуть кляп, но я не открыл его, потому кляп примотали скотчем. В прошлый раз от кляпа обкололось много зубов.Воспоминания Дмитрия Пчелинцева, осужденного на 18 лет строгого режима по делу «Сети»

Но я, честно сказать, поддался и провалился с ходу. Мне хотелось ворваться под каждый пост и пояснить по фактам каждому юродивому, в чём и почему они ошибаются. Это ужасно. Одна из самых страшных вещей в ядрёных провластных ресурсах – это агрессия. У них агрессивно-ехидная подача. Она проникает в мозг, как сверло, и пробивает любую сдержанность. Спустя пару-тройку часов на РИА ФАН или в телеграм-каналах я понял, что умер как собеседник. Даже нейтральные новости мне хотелось прокомментировать в пассивно-агрессивном тоне. Даже в разговорах с друзьями мне приходилось следить за речью и остужать жопу, подбитую на фронтах информационной войны. Даже читая совершенно сторонние материалы, я прокручивал в мыслях то, другое, из параллельной вселенной, где нет России, а есть святая Русь и варвары вокруг.

Но есть в этой мешанине и поводы посмеяться. Зацените Анну Шафран (компаньонка Соловьёва на «Вести.FM») и её минутку высокой кинокритики: 

Венедиктов репостнул запись о том, что, мол, Оскар плюнул в Мединского, выдав статуэтку фильму “Кролик Джоджо”, который не получил прокатного удостоверения в России. По мне, это тот случай, когда фильм смотреть не надо — достаточно ознакомиться с трейлером. Хороший воображаемый Гитлер помогает хорошему мальчику из гитлерюгенда прятать еврейскую девочку.  От хорошего воображаемого Гитлера один шаг до обеления Гитлера настоящего. Поэтому это не Оскар плюнул в Мединского. Это США в очередной раз плюнули в Россию, дав новозеландскому режиссеру Тайке Вайтити (который, к слову, и сыграл Гитлера) денег на эту прогитлеровскую пропаганду.Анна Шафран

Возможно, для ознакомления с некоторыми фильмами достаточно трейлера, но для ознакомления со здравым смыслом, пожалуй, недостаточно подмахивать в нужную сторону. Если вы не смотрели «Кролика Джоджо», то ловите небольшой спойлер: Гитлер из головы маленького мальчика иронично олицетворяет государственную пропаганду – это откровенная карикатура на ура-патриотизм. Киношный Гитлер не помогает прятать еврейскую девочку и не обеляет настоящего Гитлера, а всячески его стебёт (причём очень хорошо). В фильме также высмеиваются нацизм, нацисты, милитаризм, маскулинность, тоталитарная пионерия и – вот уж удар под дых – борьба за демографию. 

Разумеется, Анне Шафран и её компании сложно разглядеть посыл в фильме, потому что Тайка Вайтити снял очень тонкую и острую картину про таких, как Анна Шафран и её компания. На этом элегантном и очередном обсёре говорящей головы из радиолы я решил закончить свой первый день – день гнева, слёз и боли.

11 февраля. Открытия

Мне сказали после пары ударов током: „Возвращаешь показания, говоришь, про пытки врал. Дальше будешь делать, как скажет следователь. Показывают на белое, говорят чeрное — ты говоришь чeрное. Отрезают палец и говорят съесть — ты его ешь“. Потом ещe несколько раз ударили током, чтобы запомнил.Воспоминания Дмитрия Пчелинцева, осужденного на 18 лет строгого режима по делу «Сети»

Я просто списываю — слово в слово — то, что сегодня напечатано в государственных СМИ:

«Украинская писательница раскритиковала членов отборочного тура Евровидения за русский язык»

«Провокации Pussy Riot говорят о необходимости ужесточения наказаний прозападным активистам»

«Молодая жена Цекало продолжает публиковать откровенные фото»

«Алёну Водонаеву вызвали на допрос из-за призыва не рожать рабов государству»,

«В ДНР уверены, что Зеленский еще пожалеет о мародерстве ВСУ в Донбассе»,

«Сирийская армия освободила руины древнего города Эбла». 

Второй день я решил провести с самурайским спокойствием. Заварив мятный чай, я осторожно, как по минному полю, шагал своими глазами по заголовкам. Пожалуй, в первый день было сделано немало ошибок – теперь надо действовать чуть более изящно. Я решил поизучать, чем вообще, помимо жирных набросов, живёт пропаганда. Почитать внимательнее, полистать. Поглядеть какие-нибудь, что ли, лонгриды или даже (господи прости) расследования. 

Вот что мне удалось узнать.

У Владимира Рудольфовича Соловьёва как-то по-особенному рвёт с Дудя. Просто феерически. Фильм «Беслан» (вышедший почти полгода назад) телеведущий до сих пор поливает грязью и называет «омерзительным», поскольку Юра всё снял «по инструкциям Литвинович, которая работает на Ходора». После этого Соловьёв пришёл к очевидному выводу: «подстилка» и «шампуненосный мальчик» Дудь сделал фильм по заказу Ходорковского, «чтобы обелить террористов и бросить тень на государство». Пруфы, как обычно, железные – их просто нет. Идти на интервью к Дудю сам Соловьёв отказывается наотрез, поскольку не хочет с ним говорить и вообще Дудя уже давно Киселёв раскатал (тут надо согласиться, хоть это и неприятно). 

Что касается Михаила Ходорковского, то он кто-то вроде Волан-де-Морта в мире политики: строит козни, пестует своих Пожирателей и всё поджидает удобного часа для переворота в удивительном мире волшебников. Его имя мелькает, наверное, чаще имени Навального (которого Ходорковский, как вы понимаете, тоже проплачивает), а на РИА ФАН «беглому бизнесмену» посвящён целый увлекательный раздел. 

Тот-Кого-Нельзя-Называть вернулся

Егор Жуков, получивший условку по «московскому делу», тоже оказался проектом Ходорковского. Малолетнего негодяя и русофоба наконец-то изобличили наши отечественные – не побоюсь этого слова – журналисты. Раньше я не понимал, почему СМИ называют четвёртой властью, но теперь очень даже понял. Спасибо профессионалам за работу, теперь мне спокойнее. 

Пока писал это, наткнулся ещё на одну любопытную вещь у РИА ФАН, которое отличается крайне необыкновенным взглядом на мир. Во-первых, удивительно, но они расщедрились на тексты по делу «Сети». Во-вторых, там всё, конечно же, смешано с помоями. Вот, например, к чему сводит новости о приговоре по «пензенскому делу» Прометей российской публицистики Илья Семёнов: 

Правозащитник «Мемориала» (признан иноагентом) Лев Пономарев провоцирует россиян на беспорядки из-за приговоров по делу террористической организации «Сеть» (деятельность организации запрещена на территории РФ). Из его обращения на «Эхе Москвы» следует, что уличные беспорядки нужны только для «отчета» перед иностранными меценатами, которые продолжительное время спонсируют его организацию. Илья Семенов

А теперь посмотрим, что на самом деле сказал Пономарёв.

«Мы уже неоднократно убеждались в том, что власть вынуждена отступать тогда, когда возмущение ее действиями выходит за пределы сообщества гражданских активистов и правозащитников. Когда имена политзаключенных и названия уголовных дел обсуждают далеко за пределами страны. Мы знаем, что это точно работает, так почему же мы это не используем?» Лев Пономарев

Добавим к этому абсурду немного печали: Андрей Львович Ургант (отец того самого Ивана, да) работает на РИА ФАН. Он ведёт увлекательную передачу «Главный Ургант» на YouTube. Там Андрей вместе с коллегой Леничем Филипповым на фоне чудовищного CGI обсуждают глуповатые и обыкновенные новости – например, про предложение переименовать Санкт-Петербург в Петербург, премию «Оскар», новый кабмин и Стаса Барецкого. Выглядит всё вполне нейтрально и вместе с тем жалко: из восьми выпусков только один набрал чуть более тысячи просмотров. Федеральное агентство как-никак.

https://www.youtube.com/watch?v=iCep0ek1fAA

Завершая тему с РИА ФАН, отмечу ещё один смешной момент, о котором многие из вас, наверное, слышали или читали. На этом сайте с политическими фанфиками есть Классификатор СМИ. В нём указаны иностранные, патриотические, государственные и другие ресурсы. Угадайте, кто попал на стену позора.  

Скорее отписывайтесь

А вот в пабликах ничего особо интересного или неожиданного не происходит: Украина, оппозиция (или оппы, как их ласково называют ура-патриоты), США. Там были ожидаемые посты, комментарии и публикации. Хотя иногда попадалось кое-что весёлое. Но в целом всё очень уныло и без огонька.

В таком размеренном спокойствии и информационном дзене к концу подошёл второй день моих пыток. 

12 и 13 февраля. Молнии и анбоксинг

Мне сказали подойти к стенке около окна и смотреть только в стену, на них не смотреть. Я выполнял эти приказания, потому что я до последнего вообще надеялся, что ничего не будет происходить и опять просто будет давление и запугивание. После чего мне сказали раздеваться. Здесь я настолько был испуган, что у меня первая мысль была, что со мной сейчас просто… я не выйду больше из этой камеры никогдаВоспоминания Ильи Шакурского, осужденного на 16 лет строго режима по делу «Сети»

В телеграме и во ВКонтакте я вижу молнии – одну, две или три. Иногда восклицательный знак или картинку, привлекающую внимание. Срочная новость! Палец рефлекторно тыкает на мышку, курсор – на пост: ого, что там? Что произошло? Война? Чума? Голод? Самолёт упал? Лайнер затонул? Алёна Водонаева опять покусилась на святое?

Срочная новость здесь для меня ровно одна: оказывается, существуют люди, которые следят за обстановкой в Сирии и что-то в ней понимают. Между прочим, у прокремлёвских ресурсов это очень популярная тема – каждый ближневосточный чих там подробно освещается. Какие чувства это вызывает? Да никакие.  Я недавно был в Выборге, и некоторые улицы там очень похожи на Сирию после бомбардировок – зачем же тогда новости? 

Говоря о «Раше Тудэй», мне, прочитавшему тонны помёта и истерик от других ресурсов, невольно хочется выступить в защиту телеканала (только не бейте). Поверьте, на фоне остальных эти ребята выглядят прилично. Понятно, что там неудобные темы заминаются, а удобные – подсвечиваются с нужных ракурсов. Но после пригожинских СМИ всё это одна сплошная песня и бальзам на душу.

Телеграм-канал Маргариты Симоньян вообще похож – ну, на обычный канал с личным мнением, ничего особенного. Более того, там на удивление спокойно, без нажима и пропагандистской вони. Иногда даже совсем наоборот – Симоньян поднимает темы, которые, вероятно, многим приходят на ум: почему россиян не эвакуируют с заражённого коронавирусом лайнера? Почему Россия не помогла эвакуировать украинцев из Китая? А всё ли у нас норм с ФСИН?

В общем, как говорится, я сама дочь офицера и всё не так однозначно.

На уровне общения и эмоций третий и четвёртый день эксперимента слились в один. Да, меня по-прежнему напрягали (будто пружину в голову вставили) совершенно ублюдочные заголовки и людоедские тексты. От агрессии я, как и прежде, корчил рожу, стараясь особо не вчитываться. Комментарии так же вызывали оторопь и желание выключить компьютер. 

Но это полбеды. На каком-то этапе в голову полезли опасные мысли. А вдруг они правы? А чего это америкосы там мутят? А на Украине-то реально бардак? Интересно-интересно там Эрдоган-то вякает, а солдатиков-то наших турки убили пару лет назад! Ого, в Европе хотят регулировать интернет, прям как у нас. Опять хохлы мирных жителей бомбят.  

Короче, тенденция намечалась довольно опасная. 

Я сделал первый шаг в кабинет и получил удар в солнечное сплетение. Слышу, кто-то говорит: «Тихо, тихо, переборщили». Потом меня положили на пол лицом вниз и наносили резкие удары железным предметом около уха. Говорили: «Тебе жить так и так осталось полчаса. Если ответишь на вопросы — то часа полтора». Воспоминания Василия Куксова, осужденного на 9 лет строгого режима по делу «Сети»

К счастью, я одумался и с большим удовольствием забил на все сомнения. Вместо этого — углубился в Соловьёва и нашёл прекрасное видео на его канале. Вы не поверите, но Владимир Рудольфович в минуты, свободные от дум о гегемонах и миропорядках, делает видосы с анбоксингом техники. Мне попался выпуск про распаковку Huawei Mate X – понтовой раскладушки от китайцев. Там Соловьёв вышел из привычного амплуа и превратился в типичного такого русского батю с актёрской харизмой. Он потравил истории про свой прошлый опыт с гаджетами и с душой рассказал об Android и iOS, Стиве Джобсе, Тиме Куке и отставании Apple от трендов. 

Я даже забыл, что на экране вещает сам патриарх отечественной пропаганды. Кажется, это тот самый случай, когда талант ушёл не в то русло. 

Спасибо, дедушка Вова, за счастливую юность

Ещё Владимир Рудольфович ласково называет себя «дедушка Вова». Если вы думали, что дедушка Вова у нас один и навсегда, то нет: не один и не навсегда.

14 февраля. Я страдал вместо вас и теперь с меня достаточно

Перед медосвидетельствованием в ФСБ другой следователь предупредил, чтобы я придумал, откуда травмы. Сказал: «А то поедем к жене». Предложил, чтобы я сказал, что меня гопники избили. Я сказал, что скажу «получил их на единоборствах». Это был единственный раз, когда я соврал. Воспоминания Василия Куксова, осужденного на 9 лет строгого режима по делу «Сети»

Знаете это прекрасное чувство, когда ты бежишь, бежишь, умираешь, бежишь, а потом открывается второе дыхание и ты бежишь ещё? Со мной такого не произошло. Я остановился на пункте «умираешь» (морально) еще сутки назад. И не стыжусь этого.

Пойдём по порядку. В первой части нашего с вами путешествия я отметил тот уровень агрессии и напряга, которым пропагандисты блюют своим читателям в лицо. Поначалу это ошарашивает, потом бесит, потом ты подстраиваешься и чутка привыкаешь, хотя ниже спины всё равно ужасно свербит. Но привыкать – не значит принимать. А если ты не принимаешь правила игры, то ты от неё быстро устаёшь. Простая логика? Простая.

14 февраля (не ищите никакого символизма в дате) я листал всю прокремлёвскую рать, опершись головой на руку. Ничего там особо интересного не происходило: везде то же передёргивание, ехидство, токсичность, выпады в стороны того, иного, другого или четвёртого. Очень скучно. Да, возмущение вызывает, но не цепляет. 

И вот тогда же, 14 февраля, я вдруг дошёл до дивной мысли: а ведь хорошо! Это ведь хорошо, что есть пропагандистские интернет-ресурсы и телеграм-каналы. У них есть свои сообщества, люди в них сидят, пердят и горя не знают. Разве плохо? Старания пропагандистов сосредоточили вокруг себя загон для особенных читателей, и такой загон не даёт им расползтись по всему Рунету. Это как зона отчуждения – там какая-то своя жизнь, счётчики скрипят, ты туда можешь заглянуть по приколу или по глупости, но вообще не стоит. 

Поразмыслив над своим спорным умозаключением, я зашёл в паблики, чтобы навсегда отписаться от них, и в телеграм-каналы, чтобы уронить по ним на прощание скупую слезу. Мне будет не хватать вас, ребята.

Все страдания рано или поздно подходят к завершению. Вот и я, дождавшись конца рабочего дня, ухожу восвояси. Ночью я заявляюсь домой и ложусь в кровать, надеясь уснуть и забыть как морок всё, что произошло в Сети.