«Джокер» или «Паразиты»? Редакция и подписчики спорят о лучших фильмах 2019 года

В этот раз для выбора лучших фильмов года мы решили провести голосование среди подписчиков, а потом составить наш рейтинг и сравнить результаты. Оказалось, что предпочтения авторов и читателей не слишком сильно отличаются друг от друга! В тройке лидеров оказались одни и те же фильмы, два из которых поменялись местами — мнения разделились по поводу победителя.

Версия подписчиков

1. «Джокер»

Лидер голосования вполне ожидаем — «Джокер» стал, пожалуй, самым обсуждаемым и значительным фильмом уходящего года. Режиссер Тодд Филлипс сумел сделать многое: совершить революцию в жанре кинокомикса, первым в истории раскрыть характер культового злодея и, в конце концов, собрать больше миллиарда долларов в прокате, что невероятно много для авторского проекта. Но самое главное, что удалось Филлипсу — это попасть в нерв современности. Вы можете почитать об этом подробнее в нашей рецензии.

2. «Паразиты»

Второе место тоже не вызывает особого удивления, ведь «Паразитов» любят по всему миру. Пан Чжун Хо снял настолько разносторонний и универсально понятный фильм, что он нравится одновременно и критику на Каннском кинофестивале и обычному зрителю в российской глубинке. Подробнее об этой жемчужине корейского кино почитайте в нашей рецензии.

3. «Однажды в Голливуде»

Один из самых долгожданных фильмов уходящего года занял только третье место. Судя по всему, нацеленное на американскую историю кино «Однажды в Голливуде» показалось многим русским зрителям непонятным и не таким динамичным по сравнению с предыдущими проектами Тарантино. Почему всемирно любимый режиссер решил снять такую нетипичную картину вы можете прочитать здесь.

4. «Солнцестояние»

Признаться честно, популярность «Солнцестояния» удивила нашу редакцию. Это, бесспорно, сильный и глубокий фильм. Однако до голосования он скорее казался нишевым, далеким от мейнстрима и явно неспособным опередить в рейтинге последний фильм Мартина Скорсезе. Но результаты показали, что истории о скандинавских языческих культах цепляют нашего зрителя больше, чем классические гангстерские сюжеты.

5. «Ирландец»

По отзывам можно заметить, что русские зрители восприняли «Ирландца» как скучную, затянутую и малопонятную историю. Тем не менее, фильм все равно занял четвертую позицию, что тоже впечатляющий результат. Это произошло, видимо, благодаря актерскому дуэту Аль Пачино и Де Ниро, который можно оценить даже без интереса к разборкам пожилых гангстеров.

6. «Брачная история»

Радует, что «Брачная история» сумела занять шестую строчку в рейтинге! Подписчики по достоинству оценили трогательную историю развода героев Адама Драйвера и Скарлетт Йоханссон. Это не просто фильм, а глубокое исследование психологии любовных отношений, в котором каждый может найти что-то близкое для себя.

7. «Ford против Ferrari»

Автогонки  — далеко не самый популярный вид спорта в России. И то, что «Ford против Ferrari» попал в рейтинг говорит о том, что фильм рассказал гораздо более понятную и близкую нам историю о противостоянии человека и корпорации в виде бюрократов из «Форда». И тут, конечно, помог актерский состав с излюбленными Мэттом Деймоном и Кристианом Бейлом в главных ролях.

8. «Боль и слава»

Известно, что Педро Альмодовар настолько популярен в родной для него Испании, что почти считается национальным героем. Однако в России он далеко не так известен, тем более что «Боль и слава» не провоцирует зрителя так сильно, как это когда-то делали картины вроде «Кожи, в которой я живу». И все же глубоко личный автофикшн-фильм о жизни самого режиссера, пересказанной с помощью Антонио Бандереса, понравился нашим подписчикам. И это здорово!

9. «Синонимы»

Главный герой «Синонимов» — израильтянин, который пытается перестать быть евреем и стать аутентичным французом. В мире победившего мульткультурализма особенно остро стоит вопрос национальной идентичности, но обычно его обсуждают в странах запада — недаром фильм наградили на Берлинском кинофестивале. Однако если картина попала в рейтинг подписчиков, то эта проблема вызывает интерес и у нашей публики.

10. «Достать ножи»

С привычным жанром детектива что только не делали и как только не деконструировали в кино на разные лады: от «Твин Пикса» до «Поцелуя на вылет». И все же режиссеру Райану Джонсона в своем фильме «Достать ножи» удалось еще раз переосмыслить эту сюжетную схему, а заодно остроумно обсудить многие современные темы вроде президентства Дональда Трампа и миграционной политики.

Версия редакции

1. «Паразиты»

Это был сложный выбор. При всей любви к виртуозной игре Хоакина Феникса, вниманию режиссера к современности и значимости высказывания Тодда Филлипса о социальных неурядицах, творение Пан Чжун Хо все-таки кажется более важным и далеко идущим. Наверняка про Джокера снимут еще несколько интересных фильмов и сериалов, а вот тема «Паразитов» будет актуальна еще столько же, сколько будут существовать деньги и капитализм. То есть, скорее всего, всегда.

2. «Джокер»

Но даже при победе корейского кино «Джокер» все равно остается вторым проектом по силе влияния на массовую культуру. Вне всякого сомнения, это самый глубокий фильм в жанре кинокомикса за всю историю. Отдельное спасибо Филлипсу за смелость, которую он проявил при разговоре о сложных и зачастую табуированных темах: психических расстройствах, опасности брошенного властью «маленького человека» и власти толпы над личностью.

3. «Однажды в Голливуде»

С третьей позицией у нас нет расхождения с подписчиками. Правда, есть подозрение, что за фильм голосовали скорее по инерции и привычной любви к Тарантино, как к одному из самых популярных режиссеров в мире. На самом деле «Однажды в Голливуде» — это грандиозная и многомерная история о взрослении, невинности, любви, памяти, сказочности и природе кино. Чтобы оценить картину по достоинству, нужно обязательно ознакомиться с контекстом Америки двадцатого века.

4. «Ирландец»

И хотя мы тоже любим «Солнцестояние», последний фильм Скорсезе объективно получился более важным и значимым. То, с каким твердым упорством Мартин борется с современностью в виде франшиз Marvel и сериальностью культуры, вызывает восхищение. Он не стал превращать своих гангстеров в супергероев или разбивать трехчасовой фильм на отдельные эпизоды, а остался верен себе. Пусть остальные называют «Ирландца» скучным и затянутым, для нас это все равно великая картина о развенчании бандитской романтики, старении, банальности зла и неизбежной смерти.

5. «Солнцестояние»

Главные заслуги «Солнцестояния» заключаются в новаторской формальной технике и сильном подтексте сюжета. Это первый в истории хоррор, снятый в ослепительно белом антураже и поразивший зрителя столь необычной медитативностью и психоделическим ритмом. Кроме того, это глубокая история о противостоянии общины и индивида, кризисе веры, преодолении смерти и эмоциональной травме. В общем, заслуженное пятое место.

6. «Брачная история»

Казалось бы, сколько фильмов выпустили за всю историю про распад семьи? Сотни и тысячи, ведь это одна из самых популярных тем во все времена. Но режиссер Ноа Баумбах все равно смог снять новаторскую историю, которая впервые показывает ситуацию с двух ракурсов одновременно и дает каждому из героев высказаться в равной степени. Это самая психологически достоверная драма об отношениях, которая заставляет людей по всему миру плакать, вспоминать прошлое, спорить со своими партнерами и звонить бывшим. Такой результат «Брачной истории» однозначно заслуживает хотя бы шестого места в нашей рейтинге.

7. «Боль и слава»

А вот «Боль и слава» заслуживает более высокой позиции, чем в рейтинге подписчиков. Большинство современных фильмов о прошлом относятся к теме памяти, как к чему-то, что нас травмирует и заставляет бежать от прошлого. Картина Альмодовара же показывает, что с помощью воспоминаний можно побороть внутренних демонов, отдать должное своим родителям и вернуться к творчеству.

8. «Портрет девушки в огне»

То, что этот фильм не попал в рейтинг после голосования — досадное упущение. Напрасно консервативно настроенные зрители не стали смотреть «Портрет девушки в огне» — ведь это не только прогрессивная история об однополой любви, но еще и познавательная историческая картина о связи страсти с искусством и о совпадениях между прошлым и настоящим.

9. «Мертвые не умирают»

А вот отсутствие последнего фильма Джармуша в читательской версии рейтинга не вызывает удивления. Любители зомби-апокалипсиса были разочарованы нехваткой серьезного экшена, а поклонники режиссера жаловались на прямолинейность и недостаточную поэтичность по сравнению с его предыдущими работами. При этом «Мертвые не умирают» — это все равно важная и остроумная картина режиссера, который вложил в нее все свои переживания по поводу современного общества. Рецензию можно почитать здесь.

10. «К звездам»

Скажем прямо — это не самое сильное кино на тему освоения космоса, явно не соперник для «Интерстеллера», «Марсианина» и тем более «Космической одиссеи». Но «К звездам» и не пытается с ними соревноваться, а скорее продолжает традицию жанра и постепенно развивает все ранее обо значимые темы вроде одиночества человека во вселенной или повторения земных ошибок на новых планетах. К тому же, это самая оригинальная роль Брэда Питта за всю историю его карьеры! Так что почетное десятое место.

Бонус: русское кино!

Для русского кинематографа год выдался не столь продуктивным. Среди постыдного трэша вроде очередного «Полицейского с Рублевки» мы отобрали три самых лучших фильма.

1. «Дылда»

Впервые за много лет русский фильм попал в шорт-лист премии «Оскар» и получил приз на Каннском фестивале. Но картина Кантемира Балагова возглавляет бонусный рейтинг не только из-за внимания иностранцев. «Дылда» — не самое простое для зрителя, но невероятное самобытное кино, которое рассказывает о душевной анестезии и атрофии чувств после исторической травмы. Почитать рецензию можно здесь.

2. «Юморист»

Первый серьезный дебют Михаила Идова в качестве большого режиссера можно назвать успешным. «Юморист» получился остроумным и болезненно актуальным фильмом в стране, где до сих пор многие вещи можно сказать только в виде шутки. Включаем саундтрек Фейса и читаем рецензию.

3. «Француз»

Черно-белая драма Андрея Смирнова о московских студентах 1950-х годов. «Француз» стоит весьма далеко от современной повестки, но остается важным рассказом об эпохе хрущевской оттепели, самиздатах и целом поколении советской богемы вроде Беллы Ахмадулиной, Оскара Рабина и Александра Гинзбурга.