HJИсторияРелигия

Иисус был черным? Как в Африке переосмыслили христианство

И при чем здесь современное искусство?

Христианство — крупнейшая религия в мире по числу последователей, распространенная преимущественно в Европе, Америке и Австралии. Но много ли вы знаете о ее африканском переосмыслении? Рассказываем о «черном христианстве» и о том, как оно влияет на общество, живопись и наши представления о толерантности. 

Автор: Алина Быстрова

Афрохристианство: зарождение новой веры

Во время колониальных захватов стран Африки миссионерская деятельность и религиозная пропаганда со стороны Европы были очень активны. Так на материк коротких теней пришло христианство. Завоеванная Африка приняла новую религию и дополнила ее чертами своей культуры. Именно поэтому особое, так называемое «черное христианство» соединило в себе каноничную идею и племенные традиции. 

Уганда, Храм Святых, автор неизвестен

Важно понимать, что афро-христианство, пришедшее в страну после колониальных завоеваний, — это еще одно течение православия. Однако вместе с этим многие жители континента исповедуют еще и древнее христианство, существующее на этих землях еще с I века (оно представлено Коптсткой и Эфиопской церквями). 

— Эфиопская церковь — вторая по размеру после русской, она насчитывает сотни лет и имеет очень древние традиции, в числе которых богослужебный язык геэз, являющийся потомством древнегреческой культуры — рассказывает диакон Дмитрий Серов, редактор интернет-портала «Иисус», член двусторонней комиссии Русской Православной Церкви и Эфиопской Церкви.

Христианство в Африке, как объясняет Дмитрий Серов, крайне неоднородно и состоит из разных течений. Большинство верующих, к примеру, признают еврейское происхождение Христа. Остальные же (протестанты) не принимают Троицу и твердо убеждены в том, что Спаситель был темнокожим.

— Безусловно, каких-либо научных оснований считать, что Иисус был темнокожим эфиопцем, у африканцев не было. Здесь нужно понимать, что для малограмотных людей религия превратилась в форму протеста и лишь таким образом они могли принижать белокожих колонизаторов. Также вполне очевидно, что любое божество проходит через призму этнической культуры и менталитета местных людей, поэтому подобные заявления африканцев о темном цвете кожи Христа были не шокирующим открытием, но всего лишь личным переосмыслением религии и подстраивании ее под свои традиции. — рассказывает Светлана Кравченко, старший преподаватель кафедры африканистики ИСАА МГУ.

Новая вера, существующая уже более 100 лет, стала весьма популярной не только в таких странах как ЮАР, Нигерия, Эфиопия и Египет, но и даже в некоторых районах США (по неофициальной статистике, афрохристианство исповедуют более 380 миллионов человек). Такая популярность христианства в странах Африки также связана с тем, что на территории страны ранее проживало множество евреев. Таким образом последователи из страны коротких теней стали считать себя наследниками Иерусалима и желать возвести на своей территории новый священный город, прообраз того, где был распят Иисус.

«Black God», Филадельфия, США, церковь Святого Георгия, автор — Авессал Джонс

— Христианство, распространенное в Африке, — явление уникальное. Оно играет огромную роль в контексте всей мировой религии, так как здесь сплетаются воедино индивидуальные традиции, общепринятые каноны и переосмысление целой истории. Новое «Черное христианство», в отличие от более привычного нам, очень гибко, оно имеет ориентацию не на строгость его исповедования, а на принцип Бога внутри каждого. — объясняет Светлана Кравченко.

Вопрос национальности или «по образу и подобию»

Библеист Кэйн Хоуп и историк Коллин Кидд (в своем труде «Ковка рас») также сходятся во мнении, что расовые теории о происхождении библейских персонажей обусловлены культурными стереотипами и тенденциями, но ни в коем случае не научными исследованиями. Существует множество теорий о расовой принадлежности Иисуса, начиная с азиатской и заканчивая негритянской. Однако среди ученых по-прежнему нет общего согласия относительно происхождения Христа.

— Чтобы продвигать свою религию, миссионеры шли на разные, скажем так, «уловки». Они вполне отчетливо понимали, что разные люди могут не поверить в одно и то же божество, поэтому концепт Бога имел свойство видоизменяться в зависимости от этноса и быть в целом единым, а в частности — индивидуальным для каждого. Например, африканцы вряд ли поверят в белого богочеловека, который жил в далеком Иерусалиме, но был призван спасти почему-то именно их народ. говорит Светлана Кравченко.

Из этого следует, что психология человека работает по такому принципу: я верю в то, что мне близко и известно, следую за тем, в ком вижу самого себя.

Подобный психологический прием мы видим и на первых страницах Библии: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Бытие, глава 1). Библия действительно не рисует конкретный образ Бога, опираясь на некое неуловимое «подобие». Почему же так происходит, рассказывает протоиерей Николай Алексеев, настоятель Борисоглебского монастыря:

Религия во все времена подстраивалась под культуру и обычаи народов, и никак не наоборот. Посему и местные «святые» всегда отличаются в плане подвигов и всего остального. Практически каждый народ верит в свою «избранность, уникальность», пишет и создает себе историю и живет с мыслью, что Бог в первую очередь учитывает именно их страну, а не какую-либо другую.

Как афрохристианство повлияло на живопись

Алексей Лидов, искусствовед и академик Российской академии художеств, в одной из своих работ замечает, что африканская живопись создает свои каноны и правила изображения Спасителя: «Африканские иконы Иисуса своеобразны и, на первый взгляд, вовсе и не похожи на иконы. В них нет привычной нам роскоши, торжества, это очень простые сюжеты, близкие и понятные каждому человеку. Христос изображается совместно с народом, носит подобие «дредов». Религиозные картины в Африке практически не отличаются по стилю от обычных, напоминая своим видом постеры, то есть иконы рисуются просто, персонажи на них плоские, перспектива отсутствует, цветовая палитра зачастую скудная, но яркая. Анатомия людей гипертрофирована и карикатурна, автор зачастую неизвестен».

— Такая однообразная цветовая палитра, включающая в себя оттенки желтых и коричневых цветов, на самом деле во многом вдохновила кубистов, модернистов и современных иллюстраторов. Если мы посмотрим на картины авангардных художников, то заметим, что они свое вдохновение черпали именно из африканской культуры, — объясняет Федор Акимов, библеист.

Эфиопия, «Крещение Христа»

Модернизм. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы»

Художник Чарльз Ндеге расписал католический храм в городе Мванза (Танзания). Ндеге – самоучка, он принадлежит к тем миллионам чернокожих людей, кто свято убежден, что Христос был негром. В конце концов, в Библии ничего толком не сказано о цвете его кожи, лишь то, что сын божий происходил из еврейской семьи. Но есть ведь «черные евреи» в США и «коричневые» из штата Керала в Индии.   

Иисус Христос (Чарльз Ндеге, Танзания)

Jesus Mafa / Vanderbilt Divinity Library, Nashville, TN  / library.vanderbilt.edu

Абиссиния — также известная как Эфипская империя — была одной из первых стран, принявших новую христианскую религию в незапамятные годы. Древние эфиопские образы Марии, Иисуса и прочих почитаемых в Африке святых отличаются изображением длинных носов. Известно, что такая форма носа вместе с узким лицом отличает представителей эфиопской расы от большой негроидной. Вспомним хотя бы любой портрет Александра Сергеевича Пушкина.

                                                                        Дева Мария с Иисусом (Эфиопия)

О.А. Кипренский. Портрет Пушкина

Изображение Иисуса черным, узкоглазым или даже кучерявым на самом деле очень полезно. Так человек привыкает к многоконфессиональности и становится куда более толерантным к другим религиям — объясняет Марина Политова, заведующая художественной лабораторией при факультете искусств МГУ.

Не секрет, что любое искусство — рупор в руках художника. 30 июня на алтаре Сент-Олбанского собора была вывешена вариация картины «Тайная вечеря» художницы Лорны Мэй. Иисус на ней был изображен чернокожим. По словам художницы и настоятеля собора, это — знак поддержки нашумевшего движения Black Lives Matter. 

«Тайная вечеря» Лорны Мэй

«Тайная вечеря» (2009) Лорны Мэй является острым (и красивым) вызовом традиционным, «западным» иконографическим предположениям, — написала в своем Twitter директор Центра исследований Средневековья и раннего Нового Времени Эмили Грэй.

Изменение и пересмотр канонов в живописи, а уж тем более в иконографии — серьезный шаг на пути к социальным изменениям и, пожалуй, правильная реакция на быстро меняющийся мир. Однако преподобный Джеффри Джон объяснил, что церковь находится не в том положении, чтобы проповедовать равноправие и расовую справедливость, но «вера учит, что все одинаково созданы по образу Божьему и что Бог — это Бог справедливости».

Православие в Африке

Но в чем же отличие нашего православия от африканского? Безусловно, другая культура определяет уникальное переосмысление религии.

Иерей Николай Конюхов, клирик храма в честь Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, в своем интервью телеканалу «Спас» дает список тех вещей, которые не привычны нам в христианстве: «Это, в первую очередь ритуальные танцы – отголосок язычества африканцев, татуировки в виде креста – знак вечности веры и невозможности откреститься от нее, непринятие Троицы (в некоторых странах Африки принято считать Иисуса единственным Богом), обрезание мальчиков. Кроме того, афро-христиане не употребляют в пищу свинину и крестятся двумя пальцами — согнутыми указательным и средним».

В остальном, африканская традиция абсолютно схожа с русской. Там, как и у нас, по всем канонам, проводятся обряды крещения, венчания, литургии и многих других таинств.

Отец Иоаким Валусимби совершает таинство Венчания в в Русской Православной старообрядческой Церкви Уганды

— За все то время, пока я был в Эфиопии я осознал, что жители этой страны гораздо религиознее нас. В каждой церкви есть ковчег завета – это величайшая святыня еврейского народа, с самого раннего утра даже в будний день, люди толпами стоят у дверей храмов. – делится Дмитрий Серов.

Кстати, почитание иудейской святыни — еще одна особенность афро-христианства. Дело в том, что Эфиопская православная церковь взяла много от иудаизма — древнейшей авраамической религии, которая стала основой для христианства и ислама. В основу африканского православия легли такие иудейские особенности как вера в собственную богоизбранность, монотеизм, наличие заповедей и особое почитание именно ветхозаветных традиций. Таким образом, Ковчег Завета является не только напоминанием об истории авро-христиан, но и неким символом присутствия Всевышнего.

Дмитрий Серов в Эфиопии. Фото из личного архива

Черный Иисус — это не выдумка и не богохульство. Это, прежде всего, источник веры, образ современного искусства и символ равноправия всех рас. Более 2 тысяч лет ученые, историки, верующие спорят о происхождении и цвете кожи сына Господа. Но, пожалуй, для религии здесь стоит сделать исключение и признать, что истина может быть многоликой.


Понравилась статья? Тогда поддержите нас, чтобы мы могли и дальше писать материалы!

Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу.


Возможно, вас еще заинтересует

«Преступные действия не могут быть оправданы благой целью»: грузинская эмигрантка о протестах в США

«Развеять миф о батюшках на джипах»: священники осваивают ТикТок и другие социальные сети

Рекомендуемые статьи

Close