HJИнтервьюФотография

«Ужас сразу притягивает зрителя»: интервью с фотографом, который уродует своих моделей

Как Уэса Намана обвиняли в том, что он насмехается над уродливыми людьми и почему для фотографий нужно выбирать обычных моделей

Мексиканский фотограф Уэс Наман стал популярным благодаря своему проекту Scotch Tape Series, для которого модели наклеивают на лица скотч и становятся похожими на обезображенных калек. Таким образом Наман борется с глянцем и создает новое «антигламурное» искусство.

Сейчас фотографии Намана участвуют во многих международных и локальных выставках, а их автор разрабатывает новые проекты. Наша корреспондентка взяла у него интервью и узнала, как он ищет идеи для фотосессий, почему на него обижаются критики и что он может посоветовать начинающим фотографам.

Автор: Кристина Устьева

– Уэс, как к вам обычно приходят идеи для фотосессий?

– Я думаю, что большинство идей я черпаю из воображения. Хотя тренды, работы других людей и поп-культура всегда влияли на меня. И вообще я люблю пробовать что-то новое. Идеи часто приходят внезапно, например, когда я выгуливаю собак. У меня также есть стопки тетрадей, и я записываю в них все свои планы.

Расскажите, как у вас появилась идея создания «Scotch tape series».

– До того, как я начал проводить фотосессии, основным моим занятием был бизнес. Однако всегда тянуло в сферу творчества, например, в живопись. Как я уже сказал, все свои планы на будущее я отмечал. Однажды взял свой блокнот и записал только «Scotch tape series». Спустя некоторое время я решил проверить свой список нереализованных планов, увидел эту запись и воскликнул: 

«Да ведь это можно сделать очень быстро и дешево, а потом просто смело вычеркнуть из своего списка!».

К тому же, мне всегда было интересно манипулировать лицами и телами с помощью фотошопа. Эта серия фотографий дала мне возможность «деформировать» лица, и результат получился очень забавным.

Серия Серия cotch Tape Series. Фото: wesnamanphotography.com

Во время съемок приходится наклеивать ленту на волосы, брови, ресницы. Случались ли когда-нибудь ранения после съемок, когда все отлепляли?

– Не сказал бы, что это было травмоопасно. Просто неприятно. Моя фотосессия с резинками была намного мучительнее. 

– Как обычно реагировали  модели, когда видели в зеркале франкенштейнов?

– Обычно смеялись. Люди действительно были в этом заинтересованы и хотели «преобразить» свое лицо и тело как можно сильнее! Всем любопытно было посмотреть на результат.

– Когда люди смотрят на ваши фотографии, большинство из них относится к ним с юмором. Однако у некоторых ваши работы вызывают ужас. Какие эмоции у аудитории вы хотели бы вызывать? Каков посыл ваших работ?

– Мне действительно нравится, когда люди испытывают ужас при виде моих фотографий. Ужас сразу притягивает зрителя! Но, когда вы приглядываетесь к изображению повнимательнее, страх заменяется смехом.

Насчет посыла могу сказать, что у меня никогда его не было. Судя по отзывам поклонников, у каждого свой взгляд на мои работы. Некоторые говорят, что я делаю заявление о пластической хирургии или вообще бросаю вызов нынешней концепции красоты в мире. Другие зрители были расстроены изображениями и подумали, что я просто жестоко посмеялся над уродами, однако это совершенно не так.

Серия cotch Tape Series. Фото: wesnamanphotography.com

И все же положительных отзывов тоже очень много. Я получил несколько сообщений от фанатов о том, что мои серии фотографий действительно скрасили их жизнь, пока они находились в депрессии. Реакция у людей всегда неоднозначная. Я получаю разные письма: одни с ненавистью и даже проклятиями, а другие — с любовью и признательностью. Думаю, все зависит от мировоззрения самого человека и от его отношения к искусству.

В любом случае нужно понимать, что мир искусства и фотографии меняется и приобретает новые формы, которые кем-то принимаются, а кем-то — нет. Каждый воспринимает произведение по-своему.

– Как часто вы сталкиваетесь с критикой в свой адрес?

– Я уже много раз сталкивался с критикой. Думаю, что некоторые ценители искусства всегда найдутся, к чему придраться. И все же к мнению некоторых стоит прислушаться, если их критика конструктивна. Например, одна женщина вежливо написала мне, что моя серия фотографий со скотчем может оскорбить чувства уродливых от природы людей и даже показала мне примеры фотографий людей с уродствами. Затем мы с ней подискутировали, и я сказал ей, что у меня не было желания высмеять телесные недостатки людей и сделать отсылку к изуродованным людям, и в конце концов мы поняли друг друга.

Уэс Наман. Фото: www.facebook.com/wes.naman

Я это веду к тому, что к критике нужно относиться спокойно и с пониманием, ведь люди могут тебе указать на какие-то недочеты или что-то прояснить. Главное —  пытаться понять друг друга. Об искусстве вообще полезно спорить и обмениваться мнениями.

– Большинство фотографий демонстрируют нам идеальную красоту. А ваши фотографии, напротив, играют со стандартами. Так ли это?

– Да, это так. Меня всегда беспокоило, что большинство фотографов снимают только «сексуальных» женщин или мужчин, а я считаю, что это слишком легко сделать. Кому не нравится подобные фотографии? По-моему, отличный снимок — это не только про сексуальность модели, но и про композицию изображения в целом. Я видел много снимков знаменитостей, которые, на первый взгляд, кажутся классными. Однако если бы вы заменили актеров или певцов на обычных людей или вообще что-то непривлекательное, то и фотография бы сразу стала неудачной. 

Действительно ценны такие снимки, для которых вы выбрали самую обычную модель и изобразили ее потрясающе.

Именно это я пытался реализовать в моей серии фотографий «Одинокий человек». 

Серия «Одинокий человек». Фото: wesnamanphotography.com

Также я очень люблю фотографировать красивых моделей и надевать на них странные маски. Так я отодвигаю на второй план привычную для них красоту, которой они привыкли хвастаться, и убираю так называемый гламур.

Какие советы вы можете дать начинающим фотографам?

– У меня есть только два совета. 

Первый: абсолютно новых идей уже нет. Все уже сделано до нас, мы можем только комбинировать кусочки чужих произведений. Я не знаю, что нового можно внести в фотографию, но почему бы не попытаться? Старайтесь, снимайте как можно больше, записывайте все свои идеи, ведите дневник. Лично в моем уже около 500 идей и все очень странные, так что вряд ли хоть 1% стоит воплощения. Но если  у вас есть план и четкое представление о результате, то продолжайте пытаться. Вы можете потерпеть неудачу, но важно делать выводы из своих ошибок и никогда не сдаваться.

Второй: если вы хотите стать фотографом и разбогатеть, продайте свою камеру!


Понравилась статья? Тогда поддержите нас деньгами, чтобы мы могли и дальше писать материалы!

Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу. Поможет любая сумма, но для минимального гонорара требуется хотя бы 300 рублей.

Рекомендуемые статьи

Close