HJВидеоигрыИскусство

Control: поп-культура, геометрия и коллективное бессознательное

27 августа вышла Control — игра от легендарной студии Remedy, создавшей серию про Макса Пейна и Алана Уэйка. Лев Переулков поиграл в их новое детище и нашел там множество культурных отсылок, необычное использование геометрии и философию Карла Юнга.

  

Control — это прежде всего сеттинг, а не геймплей. Чтобы прочувствовать игру, нужно собирать коллекционные предметы, смотреть ролики и оглядываться по сторонам. С помощью дизайна и второстепенного контента Remedy заигрывает со зрителем — так, что не покидает чувство чего-то знакомого.

Культурные отсылки к ██████

Как и в Quantum Break, история Control раскрывается через внутриигровой контент, однако теперь он самобытнее. Видеозаписи с участием исследователя Дарлинга обладают характерной подачей: странный монтаж и неуместная ирония при разговоре о чём-то запретном. Похожим образом выглядят ролики компании NPB из Maniac, но самый культовый пример — сериал Lost:

Геймдизайнеры вдохновлялись не только сериалами. В Portal 2 висят плакаты организации Aperture Science — такие же встречаются в Control. Сходство есть и в том, как выглядит окружение: везде — лаборатории, громадные помещения, минимализм.

Плакат из Portal 2: «Помните! Если ваша будущая версия предостерегает от этого теста, не слушайте». Плакат из Control «Это степлер или паранормальный предмет? Не берите офисные принадлежности за пределы здания»

Иссы чем-то напоминают тифонов из Prey, а зараженные плесенью — противников в The Last of Us. Control намеренно обращается к разным частям поп-культуры, берёт везде понемногу, хотя центральными элементами остаются паранормальные явления и секретные организации. Нарративный дизайнер игры рекомендует к просмотру «Аннигиляцию», «Легион», «Секретные материалы» и «Твин-Пикс», но источников вдохновения явно больше.

Сама эстетика правительственного заговора началась с реального проекта «МК Ультра». В пятидесятые ЦРУ изучало сознание и наркотики. Конспирологические теории вокруг засекреченных исследований напрямую перекочевали в «Секретные материалы», а затем мутировали сильнее на интернет-форумах. Тема до сих пор пользуется спросом — взять хотя бы «Очень странные дела».

Архив «МК Ультра» — работа по SCP Foundation — документ из Control

Геометрия как альтернатива органике

Первое, что бросается в дизайне Старейшего дома и астрального измерения, — брутализм. Архитектурный стиль, который до сих пор кажется футуристичным, подчеркивает историю о непознанных вещах. Remedy пошли дальше: они показали сущности из других измерений в виде простой геометрии.

Монументальная пирамида, многоугольник, прямые линии и минимум цветов — это не гуманоиды, которых зрители привыкли видеть в кино, это что-то противоположное органической жизни. И тут есть первоисточник — «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика. Исследователь Дарлинг даже сравнивает себя с Боуменом, летящим к монолиту, — главным персонажем фильма.

Control — «Космическая одиссея»

Захваченные Иссами участки Бюро покрываются кубами, табельное оружие напоминает конструктор. Такую простую геометрию не встретишь в дикой природе и даже в городе, поэтому брутализм в Control создаёт ощущение инородности.

Коллективное бессознательное — основа истории

Дарлинг объясняет предметы силы через коллективное бессознательное. Объект несёт в себе паранормальную энергию, если изначально архетипичен, — так происходит с флоппи-диском, на котором находятся коды для запуска ядерных ракет. Этот же принцип — согласно сеттингу игры — связывает городские легенды и аномальные события.

При этом Remedy и сами выстроили нарратив по идеям Карла Юнга: сновидения с подтекстом, символы, разговоры о сознании. Захват иссами похож на коллективное помешательство, антагонисты и протагонисты отличаются на психологическом уровне — цветом, геометрией и звуками. Даже новость об «акустической атаке» на Кубе стала частью игры — просто с объяснением через паранормальное.

В каком-то смысле прообраз Дарлинга — Карл Юнг. Учёный верил в мистику и даже проводил сеансы спиритизма

Создатели взяли архетипы из сериалов, кино и городских историй, переработали и превратили в цельную историю. По этой причине игроки говорят об ассоциациях с SCP Foundation — вымышленной организацией, которая охраняет мистические предметы и существа. И там, и тут — отсылки к поп-культуре, легендам и мифологии.

 

Рекомендуемые статьи

Close