HJПсихология

Почувствуй себя в чужой шкуре. Можно ли сознательно развить эмпатию?

Один мой друг признался в том, что ему трудно сопереживать другим людям. Он остается глух к чужим страданиям даже в самых тяжелых ситуациях, когда его близкие убиваются с горя. Хорошего в этом мало — наша культура поощряет эмпатичных людей, а черствых сухарей обычно осуждает. После разговора с другом я задумался, возможно ли взрослому человеку сознательно прокачать свою эмпатию? Я собрал все исследования на эту тему и вот что получилось.

Автор: Еремин Владимир

 

 

 

 

Эмпатия — это навык, который можно рассматривать как часть эмоционального интеллекта. Психотерапевт Карл Роджерс писал, что эмпатия является залогом не только качественных отношений между людьми, но и основой для эффективной работы во многих сферах. К примеру, врачи с высоким уровнем эмпатии лучше мотивируют пациентов придерживаться курса лечения и в результате чаще помогают больным людям выздоравливать. Также эмпатия помогает выстраивать личные отношения и успешно адаптироваться в обществе.

В своей наиболее полной форме эмпатия включает в себя понимание эмоций другого человека, переживание этих эмоций и адекватную реакцию на них. Эти аспекты разделяют эмпатию на три вида:

  • Эмоциональная эмпатия — основана на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека. Это способность переживать те же чувства и эмоции, что и другой человек. Возникает еще в младенческом возрасте: когда плачет один ребенок, начинает плакать другой.
     
  • Когнитивная эмпатия, которая базируется на интеллектуальных процессах — сравнениях и аналогиях. Это интеллектуальный процесс, который уже далек от непроизвольной реакции и стоит ближе к рациональному познанию чувств других людей.
     
  • Сострадательная эмпатия — это то, что мы обычно понимаем под состраданием и сопереживанием: мы чувствуем чью-то боль и совершаем действия, чтобы помочь.

Так выглядят зоны мозга, ответственные за разные виды эмпатии:

У одних людей все отлично со всеми видами эмпатии, в то время как другие могут, к примеру, ощущать только когнитивную эмпатию или вовсе оставаться бесчувственным даже при виде чужой истерики. Могут ли такие люди развить в себе навыки сострадания?

Естественное обучение эмпатии

Люди с антисоциальной или нарциссической личностью чаще всего лишены эмпатии. То же самое с больными аутизмом и шизофренией. Есть также много детей и взрослых без психических нарушений, у которых все равно мало эмпатии.

Умение сопереживать чаще всего зависит не от нашей личной воли, а от строения мозга и особенностей организма — многие люди генетически склонны к эмпатии или к ее отсутствию. Тем не менее, мы все равно развиваем эмпатию в детстве, наблюдая за другими людьми и взаимодействуя с ними.

Если человек в детстве видел, как другие люди сочувствуют друг другу или как кто-то проявляет сострадание к нему, то в его мозгу формируются механизмы эмпатии. Чем больше таких впечатлений, тем больше шансов для выработки навыков сопереживания. Тут многое зависит от везения — повезло тебе попасть в среду, где люди проявляют эмпатию, или нет.

Исследования показывают, что для обучения детей сочувствию родителям полезно объяснять свои эмоции в разных ситуациях, к примеру, во время семейных ссор. Также эффективно обсуждать с ребенком его собственные эмоции и чувства других людей. Важно объяснять своему чаду, в чем состоит связь между событиями и последующими эмоциями от них.

К примеру, родитель может сказать: «Когда меня уволили с работы, я сначала впал в шок, а затем испугался и загрустил». Тогда ребенок поймет, что происходит с его родителем.

Родители могут моделировать эмпатию с помощью правильно заданных вопросов вроде: «Как ты думаешь, что чувствовал твой брат, когда ты сломал его игрушку?» Они также могут хвалить ребенка за проявление сочувствия.

А можно ли учить взрослых?

У эмпатии есть темные стороны, о которых выходила хорошая статья в журнале «Нож». Но в остальных случаях эмпатия выгодна всем людям, чей успех на работе или в личной жизни зависит от навыка сопереживания чувствам других. Поэтому психологи активно искали способы научить взрослых этому навыку и проводили серию экспериментов в той области.

Исследователи изучили, возможно ли повысить эмпатию с помощью формального образования и выработали систему простых уроков. Методы обучения эмпатии во многом похожи на те, которые используются на уроках танцев или ораторского мастерства.

Обучение обычно состоит из четырех частей.

Первая часть включает в себя инструкции о преимуществах проявления эмпатии, о том, как определять эмоции в других, как чувствовать эти эмоции и как правильно их комментировать.

Затем следуют примеры людей, проявляющих сочувствие к другим. Примеры могут быть разыграны вживую, показаны на видео, прослушаны в аудиозаписи или записаны в тексте. Ситуация оптимально включает в себя демонстрация выгоды от проявления сочувствия в виде положительного фидбека со стороны.

Третий шаг — практика проявления эмпатии. Это может проходить в виде упражнения с тренером или в формате реакции на письменные или аудио комментарии или действия другого человека. В идеале практика включать в себя эксперименты в реальных ситуациях вне учебных занятий.

Финальным этапом становится конструктивная обратная связь о попытках проявить сочувствие. Тренер хвалит ученика, когда тот хорошо проявил эмпатию или дает советы о том, как лучше оценить чувства другого человека или отреагировать на эмоцию.

И насколько эффективно это обучение?

Точно неизвестно. Некоторые исследования требовали от испытуемых отчетов о проявленном сочувствии в повседневной жизни. Успехи других респондентов оценивали профессионалы во время дополнительных сеансов терапии. В большинстве случаев анализы результатов различных исследований показали, что такое обучение приносит пользу — люди действовали прокачали свою эмпатию.

Однако результаты проведенных исследований имели свои ограничения. Испытуемые, которые показали значительные улучшения, были в основном работниками сферы здравоохранения или студентами университетов. И исследователи обычно следили за участниками эксперимента в течение максимум нескольких недель.

Поэтому мы не знаем наверняка, возможно ли повысить эмпатию у обычных людей посредством формального обучения. Нам также остается только догадываться о том, можно ли кому-нибудь помочь добиться получения долгосрочной выгоды от использования эмпатии на работе.

Стоит учитывать, что даже при выработке идеальных уроков эмпатии некоторых людей невозможно обучить из-за отсутствия мотивации или потому, что им трудно представить, что чувствуют другие из-за особенностей своего организма. Самые большие трудности бывают у социопатов и психопатов.

Можем ли мы научиться эмпатии самостоятельно?

Психологи говорят, что взрослые могут прокачать эмпатию и без формального обучения. Вы можете начать с запоминания признаков того, что другие испытывают эмоции: выражения лица, позы, вздохи, тон голоса, фразы и контекст ситуации.

Каждый раз, когда мы представляем себя в ситуации другого человека, мы делаем дополнительный шаг по пути развития эмпатии. Но этого мало, нужно правильно подтверждать свои догадки —  спрашивайте людей об их чувствах, получайте обратную связь и потихоньку прокачиваете свой эмоциональный интеллект.

Также есть много исследований о том, что в усилении эмпатии помогает искусство. Более того, многие считают главной пользой художественных произведений именно их способность развивать навыки сочувствия. Общепринятое мнение: чтение литературы, просмотр качественного кино и прослушивание музыки делают нас более чуткими.

Искусство и литература позволяют нам выйти за пределы нашей личности с помощью историй других людей. Как говорила писательница Барбара Кингсолвер: 

Литература втягивает вас в чужое сознание.

Но действительно ли искусство усиливает эмпатию – затягивает ли оно нас в другие сознания или просто погружает нас глубже в наше собственное – вопрос спорный. Не вызывает сомнений то, что высоко эмпатичные люди, как правило, имеют особые культурные предпочтения. Эмпаты любят коммуникативное и эстетическое искусство. Под первым типом понимаются произведения с акцентом на человеческие отношениях вроде драм и романтических комедий, а под вторым —  классическая музыка, исторические картины, артхаус. Есть свидетельства того, что эмпаты не любят жанры, связанным с насилием и ужасом, возможно, потому, что они резонируют с болью, которую испытывают вымышленные жертвы.

Хотя сочувствие связано с увлечением искусством, остается еще один вопрос: активно ли искусство поощряет эмпатию или просто обращается к уже чувствительным душам? Причинно-следственная связь может быть разной.

В 2013 году психологи Эван Кидд и Эмануэле Кастано провели пять экспериментов, чтобы проверить, может ли художественная литература развивать сочувствие.

В каждом эксперименте они случайным образом выделяли одну группу участников исследования для чтения коротких отрывков из художественной литературы, взятых из финалистов американской Национальной книжной премии.

После чтения отрывков участники прошли испытания, измеряющие их способность обнаруживать и понимать психические состояния других людей, что является основой для эмпатии. Их навыки в основном измерялись с помощью теста «Чтение разума в глазах». В этом тесте люди должны правильно угадать ряд эмоциональных выражений по фотографиям глаз.

Тест, в котором нужно определить эмоции по выражениям глаз

В итоге люди, которые только что прочитали художественную литературу, лучше справлялись с замерами эмпатии. Исследователи утверждали, что это получилось именно благодаря художественным образам прозы. Вымышленные условия побуждали читателей играть активную роль в понимании психической жизни персонажей.

По сути, Кидд и Кастано заявили, что художественная литература позволяет читателю симулировать чужой опыт. Эта гипотеза подтверждается отдельными исследованиями — во время чтения литературы активируется та часть мозга, которая отвечает за эмпатию.

Хотя влияние чтения может быть кратковременным, исследователи предположили, что это может превращаться в долгосрочный эффект у заядлых читателей. В самом деле, существует доказательства того, что люди, которые читают много художественной литературы, лучше проходят тесты на эмпатию. Это объясняется тем, что у них регулярно активируются нужные зоны мозга.

Может ли искусство помочь каждому из нас прокачать навыки сопереживания? Возможно, точного ответа нет. Несколько других исследовательских групп не смогли повторить эксперимент Кидда и Кастано с такими же позитивными результатами. В любом случае стоит попробовать приобщиться к искусству и проверить, как это работает на вас.

Всем ли нужно работать над эмпатией?

Стоит помнить о том, что не все автоматически выигрывают от усиления эмпатии. К сожалению, наш мир устроен так, что многие профессии требуют от людей низкого уровня сочувствия. К примеру, солдаты в горячей точке или полицейские могут не справиться со своими обязанностями, если начнут активно сопереживать другим людям.

Кроме того, понимание чужих эмоций не всегда делает нас лучше в нравственном отношении. К примеру, человек может использовать навыки эмпатии, чтобы навредить другим в условиях конкурентной борьбы. Кроме того, понимание перспективы противника может только усилить враждебность по отношению к нему.

Но большинству людей развитие эмпатии все равно принесет пользу. Для этого даже не нужно создавать какие-то курсы для обучения, жизнь сама предоставляет возможности для усиления эмоционального интеллекта. Нам просто нужно искать их.

 

Рекомендуемые статьи

Close