HJИскусствоПолитика

Почему картина «Ева» Хаима Сутина стала символом белорусского протеста

И как «Белгазпромбанк» оказался параллельным Министерством культуры в Беларуси

11 июня в главный офис «Белгазпромбанка» пришли с обыском белорусские силовики. Незадолго до этого бывший директор банка Виктор Бабарико заявил о намерении выдвинуться на пост президента Беларуси, после чего власти возбудили уголовное дело и не допустили кандидата к выборам. Эти события привели к неожиданному результату — всплеску интереса к художнику «Парижской школы» Хаиму Сутину, чья картина «Ева» стала символом белорусских протестов 2020 года.

Автор: Роман Божков

Хаим Сутин: от Беларуси до Парижа

Хаим Сутин — уроженец белорусского местечка Смиловичи, десятый ребенок в бедной еврейской семье. В 1907 году в четырнадцатилетнем возрасте он сбежал в Минск, чтобы стать художником. Из минской рисовальной школы через два года он уезжает в Вильнюс, а спустя еще четыре года — в Париж. Там он и его друзья-художники живут в нищете, ютятся по фаланстерам и коммунам и создают объединение, которое впоследствии будет названо «Парижской школой». Квартал Монпарнас в те годы был центром художественного мира, где творили амбициозные эмигранты со всего света — белорусские евреи Шагал и Сутин, итальянец Модильяни, болгарский сефард Паскин, каталонец Пикассо, голландец Мондриан и еще множество других талантливых представителей художественного интернационала.

Портрет Сутина, Амедео Модильяни, 1916

«Ева» написана в 1928 году, через год после первой персональной выставки Сутина. На «Еву», как и на прочие портреты Сутина, очевидное влияние оказал Модильяни, но произведения Сутина мрачнее — линии более рваные, а мазки более грубые. «Ева» отличается от других картин художника, в ней экспрессионистская ярость приглушена, но авторский почерк выдают глаза. На полотнах Сутина они то представлены черными провалами, то как бы растворены в лице. Если верить тому, что глаза — зеркало души, то по Сутину душа — потемки, и художнику ее отражение поймать не получится, как ни старайся.

«Ева», Хаим Сутин, 1928

Кто позировал для «Евы» тоже непонятно — у художника есть еще как минимум две картины разных лет с женщиной в таком же платье и в той же позе, а также с десяток портретов на похожем фоне. Свои картины за редким исключением Сутин оставлял без названия и не указывал имена моделей. 

В период написания «Евы» Сутин в Париже постепенно встает на ноги — чем, кстати, видимо, и объясняется относительная «умиротворенность» портрета в сравнении с остальным творчеством. Его картины начинают покупать коллекционеры, за персональной выставкой идет монография, следом — успех и деньги. Свои старые картины он, разбогатев, выкупает и иногда дорабатывает, но чаще — просто рвет на части. Однако успех недолгий: Великая депрессия приводит к упадку блестящей светской жизни, рост антисемитских настроений тоже вносит коррективы в жизнь преимущественно еврейской богемы Монпарнаса. 

К началу Второй мировой войны «Парижской школы» уже не существует — Паскин и Модильяни погибли, Шагал и Мондриан эмигрировали в Америку. Сам Сутин тоже пытается уехать в США, но неудачно, поэтому он вынужден скрываться от режима Виши во французских деревнях. Приступ язвы в 1943 году вынуждает его вернуться в Париж для срочной операции. Доктора не успевают — Сутин погибает от перитонита. На Монпарнасском кладбище в последний путь его провожают Жан Кокто, Макс Жакобс и Пабло Пикассо.

Хаим Сутин

Уголовное дело против «Белгазпромбанка», выставка арестованного искусства

Через 70 лет о Сутине вспомнят на родине. В 2012 году «Белгазпромбанк», дочернее предприятие российского «Газпромбанка», покупает картину «Большие луга в Шартре» для своего проекта «Художники  “Парижской школы” из Беларуси». Это первая картина Сутина, выставляющаяся в Беларуси. Через год «Белгазпромбанк» покупает «Еву» на аукционе Sotheby’s за 1,8 миллионов долларов. Она стала самой дорогой картиной в Беларуси и была внесена в государственный список историко-культурных ценностей.

«Белгазпромбанк» стал в Беларуси чем-то вроде параллельно существующего Министерства культуры — в разные годы он спонсировал и поддерживал не только художественные выставки, но и независимое книгоиздание, литературу, музыку, театр. Корпоративная коллекция банка была признана крупнейшим собранием работ экспрессионистов «Парижской школы» в Центральной и Восточной Европе — после Сутина банк купил полотна Шагала, Бакста, Ванько