«Бог сотворил человеку помощницу»: что священники думают о феминизме

Есть ли противоречие между христианством и борьбой за женские права?

С точки зрения феминизма, церковь испокон веков посягала на женские права — с помощью религии патриархальное общество подавляло женщин и утверждало мужское господство. В связи с этим, кто-то предлагает полное отрицание авторитета Библии и основанных на ней религий, а кто-то все же видит возможность феминистской интерпретации Священного текста и его канонов. 

Христианство состоит из трех основных направлений: православия, католицизма и протестантизма. Мы поговорили со священнослужителями разных церквей, чтобы узнать, действительно ли понятия о феминизме и религии исключают друг друга или между ними есть что-то общее. 

В Библии записаны преимущественно мужские имена и деяния, женщины же остаются на заднем плане (например, в генеалогиях редко упоминают жён и матерей). С чем это связано? 

Православный священник Николай Дубинин: Я, как историк, могу сказать, что вся древневосточная литература, к которой относится и Библия, все памятники исторической письменности не содержат в себе подробностей касаемо женщин и детей. Даже во время переписей, если мы обратимся к вавилонской и шумерской цивилизациям, не учитывались женщины и дети. Это реалии тех времен, в которые писалась Библия, и в этом нет никакого подчеркнутого подтекста. 

Пастор Андрей Лукьянов: Библия — это духовная книга, сакральный текст, который говорит не о мужчинах и женщинах, а о душах. Смотреть на библию с точки зрения — «для женщин она или для мужчин» — бессмысленно. 

Католический священник Петрос Есаян: Мы действительно говорим о патриархальной культуре, когда говорим о Священном Писании, потому что оно выросло на базе Ветхого Завета. Но там есть и имена женщин, которые были для истории израильского, божьего народа, очень важными.

Католический священник Петрос Есаян / Личный архив

Феминистки часто отмечают мизогинное (женоненавистническое) наполнение священного текста и считают, что все религии, основанные на Библии, организованы по патриархальному типу. Справедливо ли это утверждение?

Православный священник Николай Дубинин: Одно дело — что говорит сама Библия, а иное дело — что пытаются домыслить или интерпретировать люди. У нас сегодня 7000 христианских деноминаций и сект, и все они пользуются одной книгой. Вот в чем проблема — одна книга и столько пониманий. Поэтому то, как понимают феминистки Библию, вовсе не значит то, как говорит Библия. Я бы предложил обратить внимание на такие эпитеты в Писании, когда Бог сравнивается с женщиной. Например, «благоутробие Господне». Это библейское выражение означает, что Бог как мать. Как ребенок находится в тепле и защите во чреве своей мамы, так и человек оберегается Богом. Это яркий пример антропоморфизмов (присвоений Богу человеческих качеств), в которых он ассоциируется с женскими качествами. Тут нет никакой дискриминации ни в одну, ни в другую сторону. 

Пастор Андрей Лукьянов: В Библии не вижу ничего женоненавистнического. Но христиане и Христианство это не всегда одно и то же. Среди христиан немало женоненавистников — это правда. Патриархат в прежние века сложился не из-за Библии. Люди были заняты выживанием, каждый делал то, что лучше получается. Отсутствие контрацепции и неспособность мужчин рожать определило роль женщин. Сейчас кое-что изменилось, поэтому женщина может уже и не быть хранительницей очага. Согласно Библии, женщина сотворена из ребра мужчины. Она прекрасно знает, как проявлять мужское. Мужчина же рождается от женщины и знает, что такое женственность. 

Католический священник Петрос Есаян: Я бы не сказал, что Священные тексты не уважают женщин. В Ветхом Завете существует книга Руфи, посвященная женщине, отношениям между невесткой и свекровью, преданности. Упомянута царица Исфирь, которая спасла от убийства и геноцида весь израильский народ. В Новом Завете нам представлена Богородица. Мы почитаем ее выше всех ангелов и святых. 

Одно из направлений феминистской теологии (ревизионистское) настаивает на очищении Слова от мизогинии — это даст женщинам возможность развивать женский опыт духовности. Является ли это суждение разумным?

Пастор Александр Неретин: Я не согласен, что Священное Писание несет в себе идеи женоненавистничества. Следовательно, ревизионизм в данном контексте неуместен — трудно очищать от того, что отсутствует. Библия дает женщине равные права с мужчиной: Апостол Павел пишет, что во Христе больше нет ни мужчины, ни женщины, другими словами — они уравниваются в правах и ценности. Однако ни Библия, ни обычный здравый смысл не могут отрицать разные социальные роли у мужчины и женщины в обществе и семье. И физиология, и психология четко видят различия между мужчиной и женщиной на разных уровнях — от ДНК до эмоциональной жизни и образа мыслей. Эта разность не делает никого из нас более важным или более ценным, но помогает жить в гармонии со своей личностью и планом Творца. 

Католический священник Петрос Есаян: Я вам отвечу словами, взятыми из нашумевшего сериала «Новый папа»: «Библия — это не айфон». Здесь ничего менять нельзя, потому что это слова боговдохновенные. 

Православный священник Николай Дубинин: Если Слово Божье можно и нужно корректировать, как предлагается в этом тезисе, то это уже будет не Божье слово, а человеческое. В этом и есть наш принцип: Слово Божье, какое оно давалось нам, таким мы и обязаны его воспринять. Не мы должны фильтровать Слово Божье в угоду своим современным учениям, чаяниям, предпочтениям, а себя мы должны менять. У Библии есть замечательный взгляд на женщину. Когда мы читаем в Библии, например, что увидел Бог — нехорошо быть человеку одному — и сотворил ему «помощницу», Еву, может показаться, будто он обеспечил мужчину обслуживающим персоналом, но это от нашего незнания. Слово «помощница» в древнееврейском тексте означает «та, которая дает мощь». Иными словами, Адам не справится сам. Он не способен жить один. Ему необходима та, которая даст ему силы и вдохновит на жизнь. Вот как играет текст Библии, когда начинаешь его изучать. Мы должны изучать Библию в том правильном, историческом, этимологическом контексте, в котором она была написана. 

Православный священник Николай Дубинин / Личный архив

Возможно ли одновременно быть сторонником феминистского движения и исповедовать христианскую религию?

Пастор Александр Неретин: Смотря, какой феминизм и какое христианство. Есть агрессивный феминизм крайне левых взглядов, такой вряд ли совместим с традиционным христианством. Но если это движение за права женщин в странах, где они культурно или религиозно угнетены, то очень даже возможно. Наша церковь организовала несколько центров в одной из стран Ближнего Востока, наиболее пострадавших от действий сторонников ИГИЛ (запрещённая террористическая организация), специально для женщин, подвергшихся насилию. Они получают образование, с ними работают психологи, помогая восстановиться и обрести новый смысл в жизни через веру в Христа. Есть богатый опыт подобной работы в Индии, где наша христианская миссия помогала девочкам спастись из сексуального рабства, получить шанс на новую, лучшую жизнь, которой они достойны. Женщина не менее образ Божий, чем мужчина. И женщина, и мужчина отражают славу Творца в равной степени.

Католический священник Петрос Есаян: Зависит от того, что вы понимаете под термином «феминизм». Если борьбу женщины за роль в обществе, за уважение — то да. Если «классический» феминизм, то есть право на свое тело, на то, чтобы совершать аборты, защиту ЛГБТ и т.п., то человек не может идти за Христом, быть верным его учению, поддерживая эти вещи. Они противятся закону, установленному Богом. «Ваши тела есть Храм Святого Духа» — говорит Павел. Мы не принадлежим сами себе, мы принадлежим Господу. Эти тела были созданы для выражения любви в браке, для того, чтобы этот брак был плодный. Павел говорит о браке, как об отражении любви между Христом и церковью, где глава есть муж, как образ Христа, а женщина, как образ церкви, послушная ему. Это никак не совпадает с тем, что проповедуют феминистки — развратное отношение, пользование телом вне контекста веры и любви. Да, мы созданы для свободы. Павел говорит: «К свободе освободил вас Христос». Но не понимайте эту свободу как угождение плоти. Человек свободен, чтобы делать добро. Это не значит, что христианство противится половому выражению любви и удовольствию, но оно должно быть всегда открыто для деторождения. Это должно быть выражением истинной, ответственной любви, только в браке между мужчиной и женщиной. 


Понравилась статья? Тогда поддержите нас, чтобы мы могли и дальше писать материалы!

Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу. 

Возможно, вас еще заинтересует: