HJГраффитиИскусство

«Граффити – это что-то вроде графиков?»: Как я сводила свою бабушку на выставку Бэнкси

2 июня в Москве в Центральном доме художника открылась выставка английского художника Бэнкси. Наш корреспондент Анастасия Карякина решила сводить на выставку свою бабушку, познакомить ее с жанром граффити и доказать ей, что рисунки на стенах тоже имеют право называться искусством.

– Граффити – это что-то вроде графиков? – вместе со мной на экспозицию отправляется Шурупова Алла, моя бабушка. Ей семьдесят лет, и почти всю жизнь она проработала в школе учителем математики.

Начинаю объяснять: “Граффити – это основная часть искусства стрит-арта, что по-русски означает уличное искусство. Граффити обычно рисуются на стенах домов, и каждый из рисунков художник выполняет в собственной манере, вкладывая особый смысл. Граффити – основное направление творчества Бэнкси”.

Чтобы хоть как-то пояснить бабушке, что такое граффити, в переходе между парком Горького и «Музеоном» я показываю ей надписи на стенах.

– И это искусство? Мы на это идем? Да какой смысл они в это вкладывают! Заставить бы их отмывать эти стены, – сказала бабушка и недовольно сморщилась.

Говорю бабушке, что граффити появилось в 1920 годах в Америке. Надписи стали появляться на стенах домов, гаражах, товарных поездах, на вагонах в метро.

В «Музеоне» стоит приличная очередь. Вся эта человеческая «змейка» тянется к полностью раскрашенной железной будочке.

– Я все равно не понимаю, что это за искусство, – жалуется бабушка.

Пока очередь медленно продвигается, вокруг катаются подростки на скейтбордах и лонгбордах, дети на самокатах.

Наконец, билеты куплены, мы заходим внутрь. Гостей выставки встречает стена с надписью Banksy. Кажется, будто ее делали по трафарету.

Прищурившись, бабушка заявляет:

– А я издалека прочитала «Замки»!

Снизу в похожей манере, как и надписи в переходе, нарисованы три слова: «Гений или вандал?»

Бабушка подходит вплотную к стене. Поворачивается, указывает пальцем на нижнюю запись:

– Конечно, вандал!

Споры о том, что такое граффити – искусство или вандализм – ведутся давно. Среди младшего поколения большинство считает, что это произведение культуры. Об этом свидетельствует исследование, в котором 62% опрошенных считают граффити частью искусства. Среди более зрелого поколения уже возникают разногласия: кто-то говорит о том, что это противозаконно, а кто-то говорит о том, что все рисунки на стенах – искусство, об этом говорит еще одно исследование 2014-2016 года.

Перед началом самой экспозиции посетители видят типичную английскую лондонскую телефонную будку, на двери которой нарисована та же надпись «гений или вандал». Внутри будки изображен черный силуэт мужчины.

– И вот это искусство? Набрать барахла и раскрасить его? – снова начинает возмущаться бабушка. Рядом идущие две пожилые дамы словно подхватывают волну возмущения:

– Да, я с тобой согласна, он, конечно, художник, но…

Выставка начинается с инсталляции известнейшего произведения художника «Девочка с красным шаром», которую уносят куда-то черные вороны.

В следующем зале зрителям показывают фильм с историей искусства Бэнкси. Например, посетители узнают об истории противостояния, «войны» двух художников Роббо и Бэнкси.

В 1985 году Роббо рисует одно из первых граффити в Лондоне. Со временем, его «картину» покрыли множество других менее масштабных граффити, что изрядно подпортило вид. В 2009 году Бэнкси рисует на этом месте своего мастера, который как будто застилает обоями рисунок Роббо и других безызвестных художников. Роббо воспринимает этот жест как начало жестокой войны и через две недели рисует на этом месте свою надпись «King Robbo». Через несколько месяцев к началу первого слова Бэнкси добавляет впереди «Fuc». Роббо просто закрашивает эту пририсовку.

После этого ответа, власти закрашивают черной краской эту стену. Но это не помогло. В июле 2010 года Роббо рисует кота, оперевшегося на надгробный камень карьеры Бэнкси, как бы подчеркивая, что он победил. Стена снова закрашивается властями черной краской. В январе 2011 года Бэнкси снова рисует на этом месте картину: комнату с камином и золотыми рыбками.

Однако ответа от Роббо Бэнкси не дождался. Второй художник попал в аварию, попал в кому и умер в возрасте 45 лет. В знак памяти, Бэнкси рисует очертания первоначального граффити вместе с необычной свечкой-баночкой из-под краски.

Если на протяжении всей истории народ похихикивал и ухмылялся, то в конце рядом сидящая женщина задумчиво говорит:

– Ужас, я не знала об этой истории…

Бэнкси стал известен в 1990-х годах. Со временем, его работы становились все крупнее. Граффити по-прежнему было запрещено, полицейские отлавливали отчаянных художников. Это привело Бэнкси к использованию трафаретов: работы стало быстрее и проще выполнять с их помощью.

Выйдя из первого зала, зрители сталкиваются с нарисованной на стене крысой, которая держит табличку с надписью «Мастерская художника». Такая крыса будет встречать посетителей в каждом зале.

Крыса в творчестве Бэнкси занимает далеко не последнее место – он весьма часто рисует это животное. Почему крыса? По одной из версий, крыса – это живучее существо, которое не погибнет даже в жестокой городской среде. Кроме того, крысы весьма умны, что делает их схожими с людьми.

В самой «мастерской» царит беспорядок: обломки рам, валяются баллончики с красками, а среди этого великолепия сидит черная фигура.

У бабушки округляются глаза, в них загорелся интерес:

– Ну, может это и искусство, только вот он не от мира сего…

На выставке представлено множество работ художника, которые разделены на залы по тематикам: «Социум», «Политика», «Полиция», «Война»…

В этих залах посетители сталкиваются с одними из самых известных произведений Бэнкси: «Мона Лиза» в розовом.

И «Кейт Мосс».

– Ой, так это же Мэрлин Монро,-  бабушка смотрит на картины. – Умно он, конечно, придумал…

В зале «Полиция» бабушка бегает от картины к картине:

– Это улыбающийся коп! – радостно сообщает она каждое название картины.

Вместо лица у улыбающегося копа изображен желтый смайлик. У некоторых возникает ассоциация с игрой «сапер». И это не просто ассоциация – это знак того, что коп занимается оружием, связан с подрывной деятельностью.

В разделе политика бабушка останавливается у картины Brexit. Это неудивительно – летом 2016 года по федеральным каналам, которые смотрит бабушка, гремела новость: вот, мол, посмотрите, Великобритания выходит из Евросоюза.

В 2016 году, по результатам референдума в Великобритании, 51,9% проголосовавших выступили за выход из Евросоюза. На эту тему Бэнкси создал очередную картину, на которой изображен флаг Евросоюза. С него рабочий отскабливает одну из двенадцати звезд.

В зале «Война» бабушка показывает пальцем на картину, где девочка обнимает бомбу.

– Видишь, какая любовь? Это бомбящая любовь! – несмотря на то, что бабушка счастливо улыбается, от этого рисунка по коже бегут мурашки.

«Бомбическая любовь» – это образ войны в нашей жизни, где вокруг нас находятся не только военные, политики, террористы, но и обычные ни в чем неповинные люди. Дети.

В зале «Протест» привлекает внимание картина, изображающая двух вяжущих бабушек в креслах на розовом фоне.

– Ну, вязать я не умею…- бабушка обидчиво переходит к другой картине.

«Бабули» изображены непростые. Одна из них на свитере вяжет надпись «Панки живы» (“Punks not dead”). Нынешнее молодое поколение в будущем, «Базаровы» своего времени.

В зале крысы, которая держит табличку «Выставки и акции» бабушка восхищается «Дисмалэндом», громко заявляя, как учитель, на весь зал, что это красиво.

Семейный парк развлечений «Дисмалэнд» был постороен в 2015 году в Вестерн-Супер-Мэре. Он был выполнен в виде заброшенного парка аттракционов. То есть полная противоположность «Диснейлэнду», парку радости и развлечений. Парк не для детей.

Затем бабушкин взгляд притягивается к «Стоунхэнджу» Бэнкси. Она буквально хочет войти в фотографию, рассмотрев все детали.

«Стоунхэндж» Бэнкси составлен не из камней, а из старых деревянных шкафов. Вернее, из биотуалетов. Причем художник разместил свою инсталляцию недалеко от оригинала. Снова художник отрицает принятые ценности, снова становится Базаровым нашего времени.

Последний зал – «Любовь и надежда», где посетителей провожает та же картина, какая встречала их в начале – «Девочка с шариком». Она дает надежду, веру в свободу и любовь.

На выходе с выставки, бабушка оборачивается к надписи «Гений или вандал».

– Он, оказывается, столько смысла вкладывает в свои работы, я и не думала… Конечно, гений!

Рекомендуемые статьи

Close