HJИскусствоКино

Лучшие постеры в истории кино

Мало кто сейчас обращает внимание на кинопостеры, хотя в прошлом они играли важную роль в продвижении фильмов — удачный рисунок или привлекательная фотография могли привести проект к успеху и обеспечить огромные кассовые сборы. Создание рекламных афиш было целым искусством, которое порождало настоящие шедевры и легендарные произведения.

Теперь эта культура оказалась практически утраченной из-за появления тизеров и трейлеров, зазывающих зрителя на новую премьеру. Тем интереснее вспомнить культовые постеры в хронологическом порядке: от 1927 года до современности.

«Метрополис» (1927)

«Метрополис» Фрица Ланга — самый старый фильм в нашем списке и отличный пример оформления плакатов классического кино. С финансовой точки зрения плакат даже более ценен, чем немой фильм, который он рекламирует. Известно, что существует только четыре сохранившихся оригинала плаката, один из которых был оценен в более чем 1 миллион долларов.

Это не только шедевр в стиле ар-деко, ведь плакат еще и сочетает в себе стиль 20-х годов с представлениями о будущем. Возьмем, к примеру, шрифт — хотя ему уже почти 100 лет, он выглядит как логотип, который вы можете увидеть на альбоме рок-группы 80-х или даже в одном из современных графических романов. Этот плакат явно опередил свое время в области дизайнерской мысли.

«Головокружение» (1958)

Альфред Хичкок обладал исключительными навыками работы с визуальной средой; любой дизайнер может почерпнуть что-нибудь полезное во время просмотра его фильмов. Логично, что маркетингом фильмов режиссера занимался художник, который не уступал Хичкоку в мастерстве.

Легендарный голливудский дизайнер Сол Басс создал этот постер фильма для психологического триллера «Головокружение». Рисунок получился одновременно сложным и гипнотически простым, мгновенно притягивая и дезориентируя аудиторию. Нарисованный вручную узор отсылает к немецким экспрессионистским фильмам 1920-х годов и дает вам ощущение головокружения.

Постер также немного пророческий: он называет фильм «шедевром Альфреда Хичкока», что является необычной вещью для оригинального плаката нового фильма. Басс, должно быть, ожидал, что картина останется популярной в течение долгого времени, и во многом это произошло благодаря этому постеру.

«Анатомия убийства» (1950)

Еще одна работа от Сола Басса, этот плакат для «Анатомии убийства» настолько прост, насколько это возможно, но он говорит о многом. Название прописано в умных образах. Зрители видят контур тела, напоминающий рисунок мелом на месте убийства, но труп состоит из разных отдельных частей, изображающих «анатомию».

Эти минимальные образы резко контрастируют с мрачной тематикой фильма, успокаивая зрителя перед тем, как напугать. Плакат намекает на зловещую историю, что только усиливает наше желание посмотреть фильм и выяснить, в чем заключается секрет сюжета.

Дизайн плаката настолько умный, что Спайк Ли использовал его как источник вдохновения для фильма «Часовщики» 1995 года – или украл его, если вы спросите Басса.

Легенда дизайна гласит: «Когда кто-то что-то крадет, это называют данью уважения».

«Выпускник» (1967)

Посмотрим правде в глаза — секс продает. Но дизайнеры часто принимают эту аксиому слишком буквально, думая, что группа раздетых моделей или пошлых намеков привлечет внимание аудитории. Проблема заключается в том, что когда вы используете эротику для продажи фильма с более глубокими темами, вы привлекаете публику, которая интересуется только сексом. Чтобы избежать такого результата, художники должны взять пример с этого плаката.

Вместо изображения наготы автор выбрал гораздо более тонкий путь. Промежность Дастина Хоффмана закрыта видом женской ноги, которая принадлежит актрисе Линде Грей. Сексуальные намеки возбуждают интерес зрителей к фильму и вызывают желание посмотреть на женщину за кадром.

Даже поза Хоффмана с руками в карманах, когда он неловко смотрит на женщину, которую зрители не могут видеть, идеально соответствует слогану плаката. Мы знаем, что его персонаж может видеть больше, чем мы, и это заставляет нас хотеть посмотреть фильм, чтобы узнать причину его беспокойства.

«Ребенок Розмари» (1968)

Даже если вы никогда не видели «Ребенка Розмари» вы можете слегка испугаться при виде этого постера. Обычно в рекламах триллеров и хорроров используют крупные шрифты с кричащими надписями, занимающими все пространство. Но в этом случае крошечный заголовок внизу оставляет пустое место над головой актрисы Миа Фэрроу, подразумевая, что там скрывается нечто невидимое.

Сопоставление гигантской призрачной женщины с крошечной тенью детской коляски еще более усиливает это неприятное чувство. Идея коляски, оставленной в одиночестве на вершине утеса, наводит на мысль об опасности, но плакат будто бы вопрошает, кто здесь на самом деле в опасности: ребенок или мать?

«Унесенные ветром» (1968)

Страсть, огонь и чистая мелодрама плаката «Унесенных ветром» на самом деле создали иллюзию, будто это оригинальный постер фильма.

Но это не так. Настоящим оригиналом, дебютировавшим с первым выпуском фильма в 1939 году, был простой портрет Кларка Гейбла и Вивиан Ли, которые целовались на белом фоне. А тот плакат, который мы знаем сегодня, на самом деле был нарисован к тридцатилетнему переизданию фильма.

Это говорит о том, что всегда есть место для новых идей в старых проектах. «Унесенные ветром» имели большой успех с изначальной афишей (это был один из первых голливудских блокбастеров), но постер переиздания гораздо сильнее захватил воображение зрителей.

Было бы легко приписать успех плаката известности, которая сопровождает самый продаваемый фильм. Но, сравнивая два проекта рядом, мы выше оцениваем версию 1968 года. Яркие цвета создают движение, Вивиан Ли выглядит гораздо более провокационно, а крошечные картины внизу показывают, что в фильме есть захватывающий сюжет и романтика.

«Заводной апельсин» (1971)

Просто глядя на плакат Стэнли Кубрика «Заводной апельсин», зрители чувствуют себя немного неловко. Сложно сохранять самообладание при виде парня, который выскакивает на вас с ножом. Рисунок делает большую работу по созданию глубины резкости, поскольку его слои делают его более многомерным и внушительным.

Этот плакат пользуется большой любовью у других дизайнеров, но даже профессионалы редко обращают внимание на уникальную гарнитуру в логотипе. Хотя он был создан в 1970-х годах, он также обладает великолепной футуристической атмосферой. И, что самое приятное, буквы «А» в шрифте соответствуют форме, из которой выскакивает Малкольм Макдауэлл.

«Челюсти» (1975)

Афиша «Челюстей» вызывает сильное впечатления из-за того, что она пугает зрителей еще до просмотра самого фильма. Вы представляете себя на месте безмятежного пловца и воображаете акулу, желающую полакомиться вашей вкусной плотью.

Размер акулы преувеличен для драматического эффекта — он достаточно большой и смахивает на доисторического зверя, способного проглотить человека целиком. Он настолько огромен, что, возможно, вы пропустили некоторые другие замечательные детали, включенные в этот дизайн плаката, например, как буква «J» напоминает рыболовный крючок.

«Звездные войны: Новая надежда» (1977)

Сейчас мы знаем, что оригинальный плакат для «Звездных войн: новой надежды» был немного фальшивой рекламой. Люк Скайуокер не какой-то мускулистый воин-варвар, принцесса Лея не скудно одетая супермодель, и это не то, как работают лазерные мечи. Но этот постер фильма выдержал испытание временем и пережил бесчисленные продолжения франшизы, потому что он действительно хорошо справляется с одной задачей — он заставляет работать ваше воображение.

Когда зрители впервые увидели этот плакат в 70-х годах, они не знали, чего ожидать от «Звездных войн». Плакат дал им достаточно деталей, чтобы их воображение заработало. Здесь есть образы героев, намеки на злодеев в виде маски Дарта Вейдера и обещания какого-то эпического конфликта. К тому времени, когда зрители узнали, что Люк на самом деле был худым парнем, а Лея была жестче своих коллег-мужчин, ложность плаката уже не имела значения — их уже зацепили.

«Бегущий по лезвию» (1982)

Раскрашенная вручную иллюстрация всегда была популярным форматом в постерах фильмов, особенно в картинах с большим количеством фантастических элементов, которые было бы трудно показать обычной фотографией. Американский художник Джон Элвин нарисовал более 135 кинопостеров, а работа для «Бегущего по лезвию» — одно из его главных достижений.

Постер сочетает в себе стилистику нуара и впечатляющие научно-фантастические образы. Взглянув на футуристический город, зритель втягивается в этот новый мир почти захватывающим образом и ощущает свободный полет фантазии.

Этому эффекту способствует особая цветовая гамма. Одни линии света создают движение, а другие дезориентирует зрителя и плавно опускаются на лица Харрисона Форда и Шона Янга. По словам коллеги-дизайнера Фредерико Тио, это фирменный стиль Элвина: «Джон всегда привносил это волшебное, почти романтическое качество в свою работу. Его чувство света … было впечатляющим », – сказал Тио в интервью LA Times.

«Нечто» (1982)

Есть причина, по которой Дрю Струзан — легенда искусства киноплакатов. Он сделал эту афишу для фильма «Нечто» буквально за одну ночь — и сделал это без каких-либо указаний. Картина еще даже не была снята, поэтому Струзан сделал то, что сделал бы любой хороший художник с загадочным монстром. Он позволил зрителям представить существо еще более ужасающее, чем все, что он мог сам придумать.

Исходящая от монстра потусторонняя энергия подобна зеркалу, отражающему худший страх аудитории — будь то существо с щупальцами вместо лица или монстр с капающими клыками. Плакат «Нечто» создает загадку, вынуждая зрителей смотреть фильм и узнавать, что это такое.

«Лицо со шрамом» (1983)

Это изображение знакомо почти каждому, ведь оно часто украшает стены баров и ресторанов. Почему же постер «Лица со шрамом» настолько укоренился в поп-культуре? Его простой и чистый дизайн использует пустое пространство и тени для создания ощущения силы.

Образ Аль Пачино сочетает в себе тени и свет, создавая оптическую иллюзию, намекающую на непредсказуемую природу его персонажа. Чувство угрозы усиливает кроваво-красный шрифт, который имеет узкие буквы и вызывает напряженность в дизайне.

Один из актеров фильма Стив Бауэр как-то заявил журналистам, что фильм остался частью поп-культуры, потому что «у него очень специфический тон: это жестокая картина, но у нее есть странное чувство юмора». Плакат идеально соответствует этому тону: от сердитого выражения Аль Пачино и готового к стрельбе револьвера до странного и забавного способа, которым его левая рука плавает в пустом пространстве. Постер фильма 80-х, в котором запечатлены все эмоции фильма — это могла быть только работа Джона Элвина.

«Молчание ягнят» (1991)

Когда вы впервые смотрите на постер фильма «Молчание ягнят» художника Дауна Бэйли, вы видите Джоди Фостер с экзотическим насекомым во рту. Этот вид называется Death’s Head Hawkmoth, известный своими отметинами на спине в виде черепа. Вы можете подумать, что это все, что нужно для плаката, только лицо девушки и мотылек, но на самом деле в черепе скрыто еще одно изображение.

Оно состоит из семи женских тел. Режиссер Джонатан Демме предложил использовать старую фотографию художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Ходят слухи, что семь тел — это отсылки к жертвам маньяка в фильме. Это делает мотылька, прикрывающего рот Джоди Фостер, еще более пугающим и подчеркивает «молчание» из названия фильма. Но даже без скрытых образов плакат все равно вызывает сильное впечатление.

«Парк Юркского периода» (1993)

Постер для «Парка Юрского периода» выполнен в сдержанной манере. Спустя более чем двадцать лет после его выхода фильм все еще считается чудом спецэффектов, благодаря которому динозавры на фильме выглядят и кажутся вполне реальными. И все же, ни один динозавр не появился на постере фильма — только логотип.

Удивительно, но это отлично сработало, потому что брендинг для фильма повторяет символику из вымышленного мира в сюжете. И хотя Джон Элвин разработал плакат, логотип парка не был его изобретением. Эта заслуга принадлежит Сэнди Коллоре, придумавшей логотип на обложке, которую дизайнер Чип Кидд создал для романа 1990 года «Парк Юрского периода».

Кидд выбрал скелета Ти-Рекса потому что все, что осталось от настоящих динозавров — это кости. С тех пор этот образ стал частью поп-культуры. Однажды дизайнер пошутил: «Логотип стал одной из самых узнаваемых икон 1990-х годов. Мой некролог, вероятно, начнется с этого достижения и на нем же закончится». Этот значок делает плакат идеальным представлением более глубоких тем фильма и одним из первых успешных применений элементов мета-брендинга в маркетинге.

«Криминальное чтиво» (1994)

«Криминальное чтиво» Квентина Тарантино было вдохновлено пошловатыми и скабрезными историями, которые можно было найти в бульварных журналах. Постер фильма отражает эту суть — это возврат к обложкам желтых американских изданий с ретро-шрифтами и ценой в десять центов. Он даже выглядит выветрившимся и морщинистым, как будто кто-то оставил его в канаве.

Но если плакат выглядит как обложка pulp-журнала, то он делает это с изюминкой. Дизайнер Джеймс Вердесото отмечает, что характер Умы Турман сильнее и современнее, чем у роковых женщин, типичных для обложек журналов. Ему удалось изобразить эту силу в ее позе, длинном платье и нагловатом взгляде. Цель Вердесото была такой же простой, как и сложной: «Вы отдаете дань прошлому, но вы должны привлечь к нему современную аудиторию». Доказательством успеха замысла художника является популярность плаката.

«Подозрительные лица» (1995)

Обычно дизайнеры делают постеры из фильмов, а не наоборот. Когда режиссер Брайан Сингер прочитал журналистскую колонку «Подозрительные лица», то он решил, что это звучит как хорошее название для нового проекта. После этого, еще до старта съемок, началась работа над постером будущей картины — сцена опознания группы персонажей, которых публика узнает в течение фильма.

Постер стал точным представлением сюжета. Тени — это первая часть плаката, которая привлекает наше внимание, и это прекрасно работает, поскольку публика узнает только туманные детали. Слоган привлекает вас и заставляет вас хотеть узнать больше об этих героях, в то время как актеры демонстрируют индивидуальность своего персонажа. Как будто вы уже начали смотреть фильм, хотя всего лишь взглянули на афишу.

«Фарго» (1995)

Киноплакат для «Фарго» может быть первым случаем, когда вышивка использовалась для рекламы фильма. Конечно, это не совсем рукоделие, но качество текстур заставляет вас верить, что вы можете протянуть руку и дотронуться до стежков. 

Резкое несоответствие между китчевой вышивкой крестиком и окровавленным мертвым телом прекрасно определяет ужасную, но домашнюю атмосферу фильма. Два контрастных элемента плавно связаны друг с другом с помощью иглы и красной нити, которая служит заменой орудия убийства и крови.

Вопреки распространенному мнению, «Фарго» — не правдивая история. У фильма действительно есть сходство с двумя случаями убийства в Миннесоте, но события в фильме остаются вымышленными. Именно это смешивание мрачности маленького города и экзотики убийства делает фильм c плакатом настолько эффектными.

«Маленькая мисс Счастье» (2006)

Переносимся в нулевые годы. Этот плакат для инди-драмы «Маленькая мисс Счастье» — отличный пример того, как можно разместить группу персонажей в живой сцене. Весь актерский состав представлен не просто стоя, позируя перед камерой, — они создают историю через движение. Даже в стиле минимализма отчетливо видно, что эта семья собирается в крайней спешке.

Желтый фон также имеет смысл — какой другой цвет вы бы использовали для фильма со словом «sunshine» в названии? И хотя цветовая гамма яркая и жизнерадостная, она достаточно приглушена, чтобы не повредить вашим глазам. Использование тени дополнительно предполагает солнечный свет и подчеркивает движение актеров. Даже название предлагает действие, причем каждое слово постепенно увеличивается в соответствии с движением вперед.

«Луна» (2009)

Этот плакат прекрасно передает атмосферу фильма «Луна» и ощущение изоляции. В фильме, где главный герой постоянно клонируется, было бы легко разместить на плакате несколько Сэмов Рокуэллов или, по крайней мере, создать какое-то зеркальное отражение. Однако единственный образ актера делает грусть оригинального Сэма еще более реальной. Единственный намек на его судьбу как клона — это слоган.

Самая сильная черта плаката — это то, как он пробуждает воспоминания о более старых и классических научно-фантастических фильмах 70-х, например, шедевре Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001 года». Для дизайнера это был тонкий способ указать, что «Луна» скорее рассчитана на мыслящую аудиторию, а не рекламируется как очередной космический блокбастер. Если вы будете слишком долго смотреть на этот постер, то он может вызвать у вас головокружение, которое прекрасно сочетается с атмосферой фильма.

«Антихрист» (2009) и «Нимфоманка» (2013)

Относитесь к Ларсу Фон Триеру как угодно, но постеры его фильмов всегда потрясают воображение. Дизайн плакатов «Антихриста» и «Нимфоманки» поражает своей провокационностью и глубиной художественного замысла. На первом изображены герои Шарлотты Гинзбург и Уильяма Дефо в форме рукояток для ножниц, которые намекают на одну из самых брутальных эротических сцен в истории кино. А на втором мы видим ансамбль персонажей, чьи лица застыли в момент оргазма, что сразу сообщает о главной задаче фильма — исследовании человеческой сексуальности.

«Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

Список завершает единственный супергеройский фильм с действительно выдающейся афишей. Плакат «Темного рыцаря» использует пустое пространство для создания логотипа Бэтмена на фоне обломков разрушенного Готэм-сити. Там нет ни символов, ни слогана, ни даже названия — и все же мы точно понимаем суть картины благодаря удивительным визуальным подсказкам, которые были использованы в дизайне.

Зритель, предположительно, смотрит на плакат с уровня улицы, направляет взгляд в небо на логотип Бэтмена и ощущает, что Темный рыцарь буквально «поднимается». Плакат темный и капризный — некоторые даже скажут апокалиптический, но наклон камеры к небу приносит чувство надежды. К тому времени, как вы закончите смотреть на плакат, вы будете высоко поднимать голову.

Рекомендуемые статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Close