Роботов можно научить выражать иронию, таким образом они могут повышать свою привлекательность в глазах людей, выяснили немецкие ученые. Они научили робота произносить ироничные реплики, а также сопровождать их мимикой. Исследование было представлено на конференции AAMAS 2019.

Исследователи из Университета Аугсбурга под руководством Элизабет Андре (Elisabeth Andre) научили робота выражать иронию в разговоре, причем как с помощью самой речи, так и с помощью мимики. Авторы работы воспользовались уже существующим роботом Reeti. Он был создан немецкими исследователями для того, чтобы научить роботов и людей лучше понимать друг друга в повседневной жизни.

По словам доктора Элизабет Андре из Аугсбургского университета, идея «ироничного робота» заключается в том, что такой бот может доставлять плохие новости и высказываться критически, не опускаясь до грубости. «В разговоре между людьми ирония возникает естественным образом. Она может помочь создать более приятную атмосферу, передавая важную информацию (к примеру, жалобы) менее прямым и грубым способом», рассказала Андре в интервью Popular Mechanics.

Сначала робот получает фразу от человека. В экспериментах авторы использовали не систему распознавания речи, а живого оператора, вводящего текст вручную. После этого алгоритм обработки естественного языка анализирует фразу человека и ищет в ней слова, имеющие антонимы. Если же антонимы подобрать не удается, система инвертирует главный глагол в предложении, добавляя к нему слово «нет» или подобное.

Алгоритм добавляет в новое предложение слова с преувеличивающим, преуменьшающим, а также ярким позитивным или негативным значением, например, «Супер!» или «Едва». Помимо использования самих слов в предложении робот также выражает иронию, акцентируя внимание на некоторых ключевых словах с помощью ударения и интонации. Наконец, помимо работы над речью алгоритм также составляет список мимических движений, помогающих выразить иронию, это, например, улыбка или взгляд в сторону.

Исследователи проверили свою разработку на 12 добровольцах, которые общались с роботом на простые темы, а затем оценивали его ответы по нескольким критериям. Все добровольцы общались с двум идентичными роботами, один из которых давал ироничные ответы, а другой – обычные. Анализ результатов показал, что люди в целом оценивали робота с ироничным поведением как более привлекательного, хотя статистически значимые различия они обнаружили только для метрики, отражающей, насколько робот соответствует стремлению человека к саморазвитию (Hedonic quality stimulation, HQS). Также статистически значимые различия были в оценке иронии и юмора робота.

Ученые отмечают, что многие пользователи воспринимают иронию и прочие псевдочеловеческие эмоции от роботов сугубо положительно и отмечают, что в таком ключе общаться с машиной в самом деле стало намного интереснее и комфортнее. «При правильном использовании ирония может здорово поднять настроение человеку, так что мы и дальше будем работать в этом ключе», говорит Андре.

Рекомендуемые статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Close