«Начинаем рисовать с разных концов»: художницы о том, как можно работать в дуэте

И заработать 80 тысяч рублей на своей первой выставке

«Нежный молоточек» — это художественный дуэт Насти Браницкой и Сони Шаховой, которые пишут картины в жанре экспрессионизма, посвящают работы алкогольным напиткам и выпускают маски со своими рисунками. И хотя они только недавно начали свою художественную карьеру, в конце 2020 года прошла их первая выставка «На донышке» в галерее на 1-ом Кадашевском переулке. Девушки рассказали о том, как делить одну палитру на двоих, чем дизайн отличается от искусства, сколько картин они продали на аукционе и что в их творчестве понравилось художнику Павлу Пепперштейну.

Автор: Любовь Самарина

Как у вас возникла мысль писать картины профессионально?

Соня: Одним вечером 2017 года мы с Настей и еще одной нашей подругой вернулись с вечеринки в приподнятом настроении и пошли ко мне в гости. У меня дома был пустой холст и темпера, которой я в то время очень любила рисовать. Я загорелась идеей: а давайте нарисуем что-нибудь вместе! Настя меня поддержала. Так мы написали первую совместную картину, которую назвали In Vino Veritas. Мы тогда пили вино, которое привезли нам друзья из Италии и решили повесить его на картину. 

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Настя: Потом мы долго ничего не делали и даже не собирались рисовать дальше, пока в один момент снова не собрались вместе и не написали еще одну картину, затем еще и еще. Тогда, параллельно работая над собственными произведениями, мы решили заниматься еще и совместным творчеством. Постепенно сформировалась определенная и понятная для нас концепция, мы стали планировать встречи и более целенаправленно заниматься живописью. Со временем наша деятельность приобрела более масштабный характер и серьезную ориентированность на искусство. 

Почему вы выбрали именно сферу изобразительного искусства?

Настя: Мы с Соней одновременно занимаемся разными областями культуры, поэтому вряд ли можно говорить о том, что мы сосредоточены на конкретном направлении. Все они в какой-то мере пересекаются, и это дает нам больше возможностей и идей для создания чего-то нового. Например, я по образованию графический дизайнер и вместе с живописью работаю еще и в этой сфере. 

Соня: Я параллельно учусь в театральном в лаборатории Ю. В. Муравицкого и занимаюсь сольным музыкальным проектом. Сейчас как раз началась подготовка моего первого альбома. Надеюсь, летом выпустим. А в мой день рождения — 20 ноября — вышел сингл «Солнце, где ты» под моим новым псевдонимом SANEKA. Просто вместе нам комфортно работать именно в сфере изобразительного искусства, потому что мы обе этим интересуемся, а союз в музыке у нас с Настей вряд ли возможен — это совсем не ее тема.

Настя: А еще в сфере изобразительного искусства больше всего свободы для выражения своих чувств, эмоций и мыслей. Это область, в которой нет никаких производственных ограничений. Например, дизайн подразумевает создание продукта, который будет делать жизнь людей проще, комфортнее и лучше, а в искусстве можно просто отпустить себя в это плавание, в это путешествие, не ставя какую-то определенную задачу, как в других сферах. 

Вы занимались в художественной школе или учились рисовать самостоятельно?

Настя: В школе мы вместе с Соней ходили на курсы рисования пару лет, и, собственно, тогда мы стали делать первые шаги в сфере живописи. Правда, эта живопись разительно отличалась от того, что мы делаем сейчас. Тогда нас учили базовым навыкам рисования: мы делали различные копии известных произведений, работали над пейзажами, портретами, натюрмортами и так далее. А сейчас у нас совершенно другой стиль, в котором мы развиваемся. Еще в школьные годы я посещала курсы в Московском архитектурном институте и изучала там академический рисунок с черчением, это тоже стало образовательным фундаментом моего творчества. И, конечно, были еще подготовительные курсы по поступлению в Британскую высшую школу дизайна. Они дали мне очень многое: научили свободе и творческой раскрепощенности в концепциях и смыслах, которые закладываются в работу. 

Соня: Да, в школе мы занимались на протяжении 7, 8 и 9 класса на классических курсах по рисованию. До сих пор помню, как я долго рисовала какую-то ногу или руку по образцу. Потом я собиралась готовиться к поступлению в Британскую высшую школу дизайна, куда Настя в итоге пошла, а я даже не стала подавать документы. В 10 классе я записалась на их подготовительные курсы, но в какой-то момент поняла, что не готова там учиться. Меня ужасно раздражал беспорядок в комнате, потому что из-за многочисленных заданий по дому вечно были разбросаны краски, кисточки, везде были лужицы клея. Времени на уборку тоже не было, потому что вместе с нескончаемым потоком этой грязи на меня падала лавина дедлайнов. Там нельзя было выбрать один проект, чтобы работать над ним в своем удобном режиме, постепенно развивать и пробовать продвигать в определенном направлении. Постоянно нужно было соответствовать требованиям преподавателей, удовлетворять их интересы и работать над десятками проектов одновременно. Я поняла, что не смогу так дальше учиться, и поступила в Высшую школу экономики на факультет Мировой экономики и Мировой политики. 

«Нежный молоточек» — в этом названии есть оксюморон. Почему вы выбрали именно его?

Соня: Когда мы рисовали первую картину, я иногда отходила и играла на пианино. И нам запал в голову этот молоточковый механизм, который способен воспроизводить и нежные, и грубые ноты лишь в зависимости от того, с какой силой на них нажимаешь. Как и вино. Бьет в голову нежно, когда выпьешь чуть-чуть, и грубо, если переборщить с напитком. То есть название изначально сформировалось интуитивно, но с каждым разом стало как будто раскрывать все новые и новые смыслы. Наш дуэт — это сочетание нежности и грубости, ответственности и вольнодумия, сознательного и бессознательного, женского и мужского. И все это у нас постоянно меняется местами. Иногда я мягкая, спокойная и нежная, а иногда — Настя. Как повезет!

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Как родители отнеслись к вашему творчеству?

Настя: Мои родители всегда поддерживали меня. Все свои решения в жизни я принимала сама без какого-либо давления извне. И я очень рада, в этом плане все сложилось именно так. 

Соня: Мой папа всегда говорил, чтобы я — мы с Настей вместе — больше уделяли времени изобразительному искусству. Ведь картину действительно можно продать и купить на это себе кусок хлеба, а не как в музыке, где заработать на жизнь невероятно трудно. Мама вообще никому не хочет отдавать мои и наши общие картины — жалко, говорит. И вообще, живопись все-таки можно совмещать с получением любой другой профессии — никто тебе не запретит рисовать, где бы ты ни училась и где бы ты ни жила. 

Как вы работаете вместе? Допустим, Соня начинает рисовать с левой стороны холста, а Настя с правой? 

Настя: Работа над картиной всегда получается разной. Иногда кто-то начинает рисовать справа, а кто-то — слева, иногда мы одновременно рисуем с середины холста: все зависит от картины и от нашего вдохновения. 

Соня: Но в основном, наверное, мы начинаем рисовать с разных концов и постепенно добираемся до середины, сходимся в единой точке, объединяя все то, что у нас получилось. И мы часто используем одну палитру на двоих, если позволяет техническая концепция работы. 

Настя: Мне кажется, важно, что мы не договариваемся заранее о способе нашей работы, а пишем картины по наитию, мысленно угадываем решения друг друга, и в этом как раз наша творческая особенность — вместо жесткой инструкции и четкого плана у нас есть лишь эмоции, под влиянием которых и создаются произведения. 

Бывает так, что вам сложно потом соединить ваши рисунки во что-то цельное — придать единство картине?

Соня: Такое тоже случается, но, к счастью, очень редко. Ведь не так просто поймать один стиль, открыться друг другу и себе самому в процессе творчества. Но пока что нам это удавалось почти всегда. Самая конфликтная картина была, наверное, та, что посвящена сакэ. Этот странный напиток вызвал у нас совершенно разные ощущения. В итоге мы все равно разрешили этот конфликт на холсте, и от него остались лишь приятные нотки, не мешающие единству.

Настя: Мы очень чутко отпросимся к творческим порывам друг друга. Во время процесса работы над картиной никогда не критикуем друг друга, не высказываем какие-то недовольства, потому что стараемся на уровне чувств настроиться на одну волну и, сливаясь в единый организм, создать новое художественное произведение. Хотя иногда мы теряем это гармоничное состояние, начинаем думать, как бы здесь подправить недочеты, как тут сделать лучше, как связать эти элементы в единое целое. Но мы пытаемся избегать таких корректировок, потому что они противоречат концепции нашего арт-дуэта. 

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Сколько времени примерно уходит на создание одной картины? 

Соня: Всегда по-разному. Можем написать картину за 67 часов, а можем потратить на ее создание несколько дней и ночей, постоянно добавляя и меняя что-то. 

Настя: Первую работу мы закончили буквально за одну встречу, то есть приблизительно за 6 часов. А самую большую по размерам картину мы делали очень долго, в несколько слоев, и вот она оказалась самой трудоемкой на нее нам понадобилось несколько встреч. 

Бывает ли так, что вы заканчиваете картину, а она вам категорически не нравится? Что делаете в таких случаях?

Соня: Безусловно! Первый раз мы с этим столкнулись прошлой осенью, когда работали над картиной «Джин». Сначала долго расстраивались, нам было больно на нее смотреть. Пришлось полностью ее закрасить. Только третьим слоем мы написали новую картину, а потом еще методом постепенного снятия краски создавали новые образы. С тех пор я очень полюбила эту технику — она дает объем, текстуру и наполняет картину историей.

Настя: Или просто забываем про то, что нарисовали, и начинаем процесс создания картины с нуля. Иногда лучше попробовать сделать все заново с чистого листа, чем пытаться исправить уже испорченную работу.  

Получается, вам приходится совмещать учебу в университете и творчество. Где вы обычно собираетесь вместе и рисуете?

Настя: Приходится совмещать работу и творчество, но мы стараемся всегда запланировать это и уделять достаточно времени всем сторонам жизни. В последнее время мы работаем в гараже, и пока это самое оптимальное для нас место, чтобы писать картины, потому что оттуда легко можно переместиться на свежий воздух или обратно. 

Соня: Когда на улице светит солнышко и тепло, грех не пойти рисовать на улицу. В гараже очень тяжело дышать краской и растворителями — от них сильно клонит в сон.

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

У всех творческих людей иногда случается кризис, когда не появляется новых идей. С вами такое случалось?

Настя: Кризисы случаются всегда. Мне кажется, важно не бояться их и понять, что это нормальная часть жизни и любого творческого процесса. К счастью, у меня пока не случалось затяжных кризисов, из которых я в какой-то момент не смогла бы найти выход. Наверное, еще и это держит меня на плаву ощущение того, что выход рано или поздно все равно найдётся.  

Соня: Если возникает состояние лени, апатии или усталости, то мы делаем небольшой перерыв и ждем рождения новых идей. Но в целом мы пока что полны сил и хотим работать по максимуму, совершенствуя наш авторский стиль.

В этом случае некоторые художники, писатели, музыканты обращаются к творчеству своих предшественников или коллег-современников. Как вы относитесь к заимствованию творческих тем, идей или художественных методов?

Соня: Говорят, все циклично. Наверное, это так, но все-таки я не люблю заимствовать. Мне нравится изучать, вдохновляться, а потом создавать что-то новое. А темы, конечно, могут, и, я бы даже сказала, будут всегда повторяться, — здесь уже вопрос в интерпретации, концепции и стиле.

Настя: Я думаю, что во времени, в котором мы живем, невозможно создать нечто новаторское, так как в целом все уже было сделано. Если референс, который ты используешь, создан талантливо, если он считывается зрителями, то это наоборот показывает высокий уровень твоего мастерства. 

Кто из деятелей культуры вдохновляет вас и помогает преодолевать возможные сомнения и страхи во время вашего творчества?

Соня: Меня вдохновляет творческий путь и работы Ван Гога, Сальвадора Дали, Босха, Пикассо. Очень люблю импрессионистов: музей d’Orsay один из моих любимых. Из современных художников нравится, например, Павел Пепперштейн.

Настя: Меня чаще всего вдохновляют не люди, а мысли, которые приходят в голову, и мои реакции на все, что происходит вокруг. Я думаю, что сейчас понятие культуры стало более обширным и размытым. Для меня деятель культуры это любой человек, который делает что-то в медиапространстве, за которым хочется следить, потому что он создает резонанс. Это может быть как журналист или фотограф, так и художник или режиссер, главное — какие чувства вызывает человек своей деятельностью в обществе и какие важные социальные проблемы затрагивает. 

Как вам пришла идея организовать выставку?

Соня: Это решение натурально следует из всего того, чем мы занимались в последнее время. Мы совместно его приняли, идея не пришла в голову кому-то одному из нас. 

Настя: Какие-то конкретные действия мы начали предпринимать только полгода назад. Выставка это своеобразный способ эксгибиционизма, и нам было непросто представить большой аудитории все те чувства, которые мы вкладывали в картины: как позитивные, так и негативные. Но мы всегда ищем какие-то новые ощущения от жизни, поэтому мне кажется, что мы приняли правильное решение. 

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Сложно ли было организовывать экспозицию?

Настя: Да, было довольно непросто, потому что это первая наша совместная и персональная выставка. Организация была полностью на наших плечах, и было сложно в частности из-за многозадачности, потому что приходилось одновременно делать много разноплановых вещей, начиная от полиграфических элементов и заканчивая заказом бокалов. 

Соня: Мы около месяца активно занимались организацией. Занимались планировкой экспозиции, делали афиши и рекламу, выбирали, какое шампанское купить, договаривались о фотосъемке и о проведении аукциона. 

Как вы выбирали площадку для проведения выставки? 

Настя: Площадку нашли в Инстаграме: посмотрели фотографии пространства, и нам в целом все понравилось. Мы пришли по указанному адресу, чтобы увидеть место вживую, и уже там решили, что оно нам обеим очень нравится. Затем принесли портфолио, нашу идею одобрили, выставку провести разрешили, и мы уже начали заниматься самим процессом организации экспозиции. 

Вы больше переживали о том, как все пройдет, или о возможной критике? И как вы справились с волнением?

Настя: Мы, наверное, переживали обо всем вместе и одновременно. Мы занимались организацией вместе, а вдвоем всегда не так страшно. Очень волновались за аукцион, который проходил в день открытия выставки. Продажа картин — это достаточно новая форма взаимодействия с аудиторией для нас, но в итоге было даже весело. 

Мы поняли, что людям нравится наше искусство и они готовы платить за картины. Из 30 показанных на выставке картин мы выставили на аукцион 16, а из них продали 12 штук. В итоге на организацию потратили 120 тысяч рублей, от продажи работ получили 200 тысяч рублей. Выходит, что заработали 80 тысяч.

Соня: И, конечно, мы переживали за то, как отреагируют люди, насколько серьезно отнесутся к картинам и поймут ли нашу иронию. Нам показалось, что все прошло достаточно успешно. По крайней мере, по отзывам и сообщениям, полученным после выставки, сложилось ощущение, как будто все были на нашей волне, и это очень нас порадовало. 

На выставке вы представили серию работ в технике ассамбляж: на холсте с изображениями на ниточках подвешены бутылки. Как вы пишете картины этой «алкогольной серии»? 

Настя: Мы выбираем алкогольный напиток, которому будет посвящена наша картина, мы пробуем его, пытаемся сконцентрироваться на наших ощущениях и выплескиваем все эти эмоции на холст. Всегда получается абсолютно непредсказуемый результат, потому что все алкогольные напитки очень разные, и они могут пробуждать диаметрально противоположные чувства: иногда это что-то темное, иногда что-то светлое. Чаще всего мы ограничиваемся совсем незначительным количеством алкоголя, ведь для нас важно оставаться в трезвом сознании, чтобы полностью почувствовать все тонкости конкретного напитка. 

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Почему вы используете именно алкоголь, а не любые другие напитки? 

Соня: Мы не ищем легких путей. На самом деле очень сложно заставить себя пить и работать. Алкоголь — это обычно всегда про расслабление, праздник, а тут надо трудиться, представляете? И это интересно — преодолевать себя. К тому же алкоголь, нам кажется, это более культурный феномен, чем, например, яблочный сок.

Настя: У алкоголя очень необычный и глубокий культурно-исторический контекст, который интересно исследовать. В нашей творческой деятельности мы бы хотели больше внимания уделять этой теме, чтобы снять стигмы и развеять предубеждения по поводу культуры распития алкоголя. 

Еще на выставке вы представили картину «Соня и Андрей», на которой изображены девушка и парень, сидящие плечом к плечу и смотрящие в сторону моря. Она была написана на основе реальной фотографии. Вы часто находите вдохновение для своих работ именно в фотоснимках?

Соня: Эту картину я действительно писала со снимка, который сделала моя мама на Амальфитанском побережье где-то три года назад. На этой картине как раз изображена я вместе со своим братом Андреем. Пока что это единственная работа, написанная по фотографии. Но сейчас я хочу почаще обращаться к этому, ведь в фотоснимках часто хорошо передается атмосфера момента. Создается ощущение, как будто бы я пишу с натуры. 

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Насколько сложно переписывать красками запечатленную реальность?

Соня: Гораздо проще, чем рисовать из головы. Фотография дает основу для вдохновения, фантазии и композиции, но никаких особых ограничений нет, если только не придумывать их себе самому. Разве нет? Все в нашей голове. 

Одним из экспонатов выставки была маска с вашими оригинальными рисунками. Это просто часть композиции или ещё один творческий проект?

Настя: Создание мерча — это еще одна идея, которую мы в данный момент активно развиваем.

Соня: Вообще мы хотели закончить к выставке коллекцию футболок и худи, но не успели и сделали только маски. То есть это был не совсем экспонат, а мерч, но многие принимали его за арт-объект, хотя под маской была табличка «Для заказа пишите или звоните по номеру». Так что, возможно, тут произошло недопонимание. У нас до сих пор осталось немного масок, еще не все раскупили. А так в будущем мы обязательно выпустим еще больше мерча.

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

В некоторых своих картинах вы используете природные материалы. Как вообще проходит стадия обработки уже завершенных картин?

Настя: Я очень люблю использовать элементы инсталляции в своих картинах. Кожуру от бананов, деревяшки в картине «Амстердам». Для меня это невероятно интересный процесс, потому что границы живописи сейчас очень размыты, так почему бы не экспериментировать и не использовать что-то помимо красок? А в конце работы я обязательно все свои картины покрываю специальным защитным лаком. 

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Соня: Настя давно нарисовала эту картину, это прям олдскул — 2016 год. Уже 4 года прошло, и с ним ничего не было. Надеюсь, они не сгниют к какому-нибудь 2030 году, не знаю. 

Сколько обычно времени у вас уходит на обработку картины? 

Настя: В зависимости от того, чем написана картина. Сейчас есть огромное количество разных лаков, которые помогают защитить картину от uv-фильтров, потрескивания, плесени и прочих неприятностей. Многое также зависит от размера картины и от количества элементов, которые на ней находятся. Естественно, с большими холстами приходится дольше работать, а если в работе есть какие-то дополнительные элементы — те же бананы — то требуется еще и точечная работа с тонкой кисточкой, чтобы точно покрыть все участки картины. 

Наверняка приходилось сталкиваться с негативом в соцсетях. Какой была самая неожиданная реакция, которую приходилось получать?

Настя: Все, что происходит в социальных сетях, меня давно уже не удивляет на самом деле. Иногда люди пишут что-то совершенно непонятное и не относящееся к нашим картинам. Иногда наоборот, восхищаются тем, на что я бы никогда даже не обратила внимание.  

Соня: Ну, неприятные реакции были… Когда мы выложили нашу с Настей фотографию — не то, чтобы откровенную: может, в жанре совсем легкой эротики. На ней я в джинсовом комбинезоне без лифчика, но грудь вообще не видна. А потом под какой-то картиной один мужчина написал: «А что это такое? Мы надеялись на такой контент, а вы нам тут какую-то живопись показываете». И это было, наверное, самое мерзкое замечание, которое приходилось получать.

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Ещt бывает, что не все понимают идею алкогольной серии. Есть люди, которые настроены категорически против алкоголя, считают это глупостью и не понимают концепцию нашего творчества в силу своих внутренних предубеждений и принципов. И с описанием выставки в интернете возникли из-за этого проблемы: мы не могли упоминать в тексте алкогольную серию, потому что это считается рекламой алкогольной продукции. 

В каком стиле вы планируете работать дальше? 

Настя: Я не загоняю себя ни в какой определенный стиль: просто делаю то, что мне хочется в данную секунду. Кто знает, что будет завтра? Возможно, я уйду в жесткий минимализм или, наоборот, в реализм. Надеюсь, что со временем мой стиль будет более ярко выражен, и даже при сочетании совершенно разных сюжетов и художественных техник картины, созданные мной, будут считываться с первого взгляда. 

Соня: Я бы хотела продолжить алкогольную серию. Возможно, мы уйдем только в вино и будем сотрудничать с разными винными домами. К нам на выставку приходил художник Пепперштейн — ему понравилась наша концепция алкогольной серии. Он сказал, что это неплохая идея — обращаться к вину в сфере живописи и экспериментировать с этой темой. Он сам периодически рисует этикетки для винных домов, идея алкоголя в искусстве не кажется ему пошлой или банальной. А если говорить про стиль, то однозначно в алкогольной серии останется экспрессионизм. Лично мне хотелось бы перейти к созданию картин более маленького формата, потому что многим людям хочется повесить у себя в доме картину, украсить скучные серые стены, но для больших произведений не всегда удается найти место. 

instagram.com/nezhny_molotocheck_art

Что бы вы посоветовали начинающим художникам, которые тоже хотят организовать свою выставку? 

Настя: Начинающим художникам я бы посоветовала ничего не бояться и как можно больше экспериментировать, чтобы находить новые форматы для своего творчества и развивать его. Например, недавно мне пришла в голову идея соединить живопись с видео-артом; я пока еще не знаю, как все это организовать, но точно буду пробовать развивать эту концепцию и стараться воплотить ее в жизнь. 

Соня: Не нужно бояться показывать то, что ты делаешь. Очень часто мы начинаем сравнивать себя с другими художниками или деятелями искусства, но если постоянно себя принижать, то никто о тебе не узнает. Если ты сам не веришь в себя, то как же другие люди должны поверить в твой успех? Конечно, нужно уметь объективно оценивать свою работу, но если ты примерно понимаешь, что у тебя неплохо получается, то дальше нужно идти напролом: вливаться в сферу искусства, посещать выставки и знакомиться с другими художниками. Всегда все начинается с камерной аудитории друзей и родственников, но вот один знакомый скажет другому, и вот на вторую выставку придет уже на два человека больше и так далее. Главное — верить в себя. 


Понравилась статья? Тогда поддержите нас, чтобы мы могли и дальше писать материалы!

Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу.

Возможно, вас еще заинтересует:

«Я устал от бесконечных заказов»: Евгений Зубков о вирусности контента и киберпанке

«Если бы не закрашивали, то пропал бы интерес»: разговор с граффити-художниками

«Зарабатывать у нас сложно»: чем живут создатели комиксов

Рекомендуемые статьи

Close