HJИскусствоКино

Остров собак: шедевр стоп-моушн анимации

В российский прокат вышел девятый фильм Уэса Андерсона «Остров собак», ставший вторым экспериментом американского режиссера в жанре стоп-моушн анимации. Сюжет картины повествует о команде отважных собак, отправленных на мусорную свалку в футуристической и антиутопичной Японии. Рассказываем о том, почему последняя работа известного сказочника и кинематографиста крайне рекомендуется к просмотру.

Автор: Александр Мадуев

В Японии недалекого будущего мэр вымышленного города Мегасаки объявляет всех собак вне закона и ссылает их на заброшенный мусорный остров из-за эпидемии «собачьего гриппа», используя самые изощренные методы политической пропаганды среди населения. Мальчик по имени Атари, племянник мэра и бесстрашный пилот, отправляется на остров ради спасения своего пса Спотса и знакомится с пятеркой альфа-самцов, которые попытаются помочь ребенку в его поисках.

В 2009 году Андерсон представил миру свою первую анимационную работу «Бесподобный Мистер Фокс». Картина мгновенно завоевала зрительскую любовь и две Оскаровские номинации. По словам режиссера, он уже тогда знал, что обязательно вернется к анимации. На тот момент у него не было ничего, кроме одного единственного образа – пять потрепанных собак на мусорном острове. Шесть лет и два фильма спустя Андерсон вместе с тремя друзьями-соавторами Романом Копполой, Джейсоном Шварцманом и Кунъити Номурой решил закинуть несчастных псов прямиком в футуристическую Японию и тем самым отдать дань уважения кинематографу страны восходящего солнца, в частности великому Акире Куросаве и не менее великому мастеру анимации Хаяо Миядзаки. Спустя еще два года «Остров собак» открывал Берлинский кинофестиваль, на котором впоследствии Андерсон получил приз за лучшую режиссуру.

Сначала было не совсем ясно, каким образом мультфильм о животных оказался в конкурсной программе достаточно политизированного кинофестиваля. Но отборщиков можно понять. «Остров собак» – самый актуальный фильм режиссера на сегодняшний день. Если его предыдущие фильмы политику затрагивали только по касательной – в том же «Отеле Гранд Будапешт» война бушевала где-то совсем далеко, то в «Острове» все серьезно и по-взрослому. Андерсон заявляет, что никаких намеренных отсылок к реальности он не делал, но и не отрицает того, что в ходе работы над сценарием игнорировать происходящие в мире изменения было бы просто недальновидно. Каждый сможет найти в сюжете что-то близкое и родное. Западный зритель уловит намеки на кризис мигрантов и нарастающие в связи с этим ксенофобские настроения. Российская аудитория вообще должна чувствовать себя как дома: коррумпированные чиновники, фейковые выборы и массивная пропаганда, политические убийства и про-либеральные активисты – все в одном флаконе.

Но несмотря на значительный политический контекст, самое интересное и важное происходит не в мире людей, а в мире собак. И, наверное, настолько умилительного, трогательного и смешного фильма в ближайшее время нам не увидеть. С чем только не сталкиваются Атари и его четвероногие спутники по ходу путешествия: взаимная неприязнь, борьба за лидерство, сплетни, любовь и неожиданная дружба – собакам не чуждо ничто человеческое.

Что касается визуальной составляющей, которая у Андерсона всегда более чем превосходна, то художниками была проделана титаническая работа. Если вы любите детали (а режиссер помешан на них), то будете завороженно наблюдать за развевающимися на ветру собачьими шерстинками или всматриваться в невероятной красоты японское небо, вдохновленное древними японскими гравюрами в стиле юкиё-э. Важно напомнить, что в фильме нет ни одного CGI-кадра: все сделано по старинке – вручную.  

Открывающие титры доходчиво объясняют, что все гавканье было переведено на английский. Режиссер известен тем, что всегда собирал в своих фильмах блестящие актерские составы, но «Остров» в этом смысле бьет все мыслимые рекорды. Что ни пес, то звездный голос. Пятерку главных героев озвучили Брайан Крэнстон, Джеф Голдблум, Эдвард Нортон, Боб Балабан и Билл Мюррей. В эпизодах – Скарлетт Йоханссон, Йоко Оно, Тильда Суинтон и Харви Кейтель. И на этом список не заканчивается. Поэтому фильм можно и нужно смотреть в оригинальной озвучке. В дубляже есть риск упустить неповторимое обаяние картины.

Актеры, озвучивающие персонажей

После выхода фильма в американский прокат в интернете разгорелся небольшой скандал – Андерсона обвинили в расизме и «культурной апроприации». Как бы ни были абсурдны и неуместны эти заявления, доля правды в них все-таки есть. В «Острове» Япония хоть и визуально достоверная, но тем не менее достаточно архетипичная – с этим ничего не поделаешь. Но это редкий случай, когда такой творческий подход абсолютно уместен. По словам одного из художников фильма, они не ставили целью воссоздать реальную Японию, а скорее попытались построить вымышленную страну, которая могла бы вписаться в огромную и разнообразную вселенную режиссера, то ностальгическое место, которое Андерсон однажды увидел в фильмах Куросавы. А как мы знаем, мир незаурядного кинематографиста всегда живет по своим особым законам, в котором главные герои, столкнувшись с тяжелыми испытаниями и пойдя на непростые жертвы, могут добиться правды и справедливости, сохранить дружбу и найти любовь, а злодеи получают по заслугам и иногда даже раскаиваются. Это те сюжеты, которых так не хватает в реальной жизни именно здесь и сейчас, ради них нужно идти на «Остров собак» и в отражении бездонных собачьих глаз разглядеть надежду на лучшее.

Рекомендуемые статьи

Close