Поп-арт: как популярная культура стала искусством

Поп-арт – искусство середины 20-го века, которое продолжает набирать популярность как среди любителей картинных галерей, так и среди известных дизайнеров. В материале расскажем об истории этого жанра, месте поп-арта в современном мире искусства и модных прикидах в стиле Энди Уорхола.

Автор: Екатерина Верлина

Как все начиналось

Корни поп-арта лежат в Великобритании 1950-х годов. В то время, пока в Англии только успели оправиться от потерь Второй мировой войны, в Америке уже процветала культура потребления, которая стала следствием экономического подъема в стране. Люди сметали с полок все, что только успевало появляться: лаки для волос, супы в консервных банках, модные стиральные машины. Каждое изобретение было жизненно необходимо вне зависимости от того, сколько раз покупателю удастся применить его на практике. Одновременно с этим в стране начинает наблюдаться бум медиа: телевидение и газеты выходят на первый план, приобретая огромнео влияние в американском обществе. Реклама, которая начинает распространяться на ТВ и в газетах, делает акцент на графическом изображении товаров потребления, что и становится отправной точкой развития поп-арт культуры.

Вернемся к Англии. Пока американцы вовсю радовались новинкам, которые появлялись на полках магазинов, англичане довольно тяжело переживали послевоенное время. Неимение предметов, делающих жизнь проще, лучше и интереснее подтолкнуло их к созданию картин, высмеивающих американскую культуру. Зависть дала толчок новому направлению в искусстве.

Первыми представителями поп-арт искусства называют участников “Независимой группы”: Ричарда Гамильтона, Найджела Хендерсона, Джона МакХейла, сэра Эдуардо Паолоцци и Уильяма Тернбулла. Они первыми начали распространять идеи британского поп-арта.

Одной из важнейших работ считается коллаж Ричарда Гамильтона “Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?”. Впервые ее показали на выставке “Это – завтра”, которая прошла в галерее Уайтчепел в Лондоне. Эта выставка обратила внимание художников и критиков на массовую культуру.

Коллаж Ричарда Гамильтона: «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»

А что потом?

А потом Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг и Энди Уорхол направили поп-арт на путь истинный и пустили в открытое плавание. Но прежде, конечно, вывели искусство на новый уровень. Их главной целью было размытие границ высокого и низкого искусства.

Лихтенштейн писал оммажи Пикассо, Ван Гогу и Матиссу, работал с комиксами. Раушенберг превращал в искусство различные объекты. Он – автор “комбинированных картин”. Об Уорхоле можно говорить бесконечно. Картины с изображением банок супа Кэмпбелл или разноцветные портреты Мерилин Монро стали иконами поп-арт искусства.

Энди Уорхол. «32 банки супа Кэмпбелл»

Художников, которые работали в стиле поп-арт, много критиковали: за бессмысленность, поверхностность, плагиат. За первое больше критиковали последователи абстрактного экспрессионизма, для которых искусство было сравнимо с метафизическим существом. В них играла обида – поп-арт художники переняли взгляды на себя.

За второе критиковали потому, что в основе поп-арт работ лежит уже готовый сюжет. Художники описывают происходящее вокруг, но это происходящее – потакание рынку, обществу, масс-медиа. Происходит вытеснение своего “Я” из души картины. Это неправда: вдохновляться текущими ситуациями – не значит повторять концепт предыдущих.

А что сейчас?

Сейчас поп-арт продолжает свой путь в сфере искусства. Он постепенно переходит в сферу моды – многие дизайнеры вдохновляются картинами и используют их в качестве принтов для одежды. Например, в 2013 году модный дом Dior выпустил коллекцию на основе эскизов Энди Уорхола. Получилось очень стильно.

А в 2014 году американский модельер Джереми Скотт в рамках показа модного дома Moschino выпустил коллекцию «McDonald’s Uniform Collection», которая в буквальном смысле отдает дань массовой культуре общества.

На сегодняшний день нельзя сказать, что поп-арт утрачивает свои позиции. Молодые художники привносят свои идеи в модный стиль 20-го века, а дизайнеры продолжают вдохновляться работами культовых иллюстраторов.

Дамир Муратов, художник из Томска, говорит, что узнал о поп-арте из журнала «Юный художник» еще когда был школьником. В статье о западном искусстве он сразу нашел вдохновение, а в дальнейшем, когда оказался на выставке Роберта Раушенберга, которая проходила в Москве, окончательно попал под обаяние поп-арта. Дамир выставлялся на ярмарке «Арт-Москва». Его работы «Che Burashka» и «Mickey Mao» давно стали известными в художественных кругах.

Движение «поп-арт» вездесуще: оно не ощущается, как ностальгия по прошедшим временам или мейнстрим. Оно остается популярным среди художников из-за особенно увлекательной эстетики. Сейчас, когда цифровые технологии заполонили наши жизни, а просмотр рекламных роликов стал такой же ежедневной рутиной, как чистка зубов по утрам, поп-арт существует как данность, которая идеально соответствует нашей среде.

Если задуматься, то поп-арт действительно повсюду. Он – источник вдохновения для моды, дизайна, индустрии развлечений, массовой культуры в целом. И тому есть подтверждение: из года в год продолжают проводиться многочисленные выставки работ в стиле «поп-арт». Например, The World Goes Pop at Tate Modern, Pure Pop Art Exhibition в 30works, International Pop at Walker Art Center. Там движение пересматривается, обрастает новыми взглядами и идеями. Наверное, поэтому поп-арт никогда не стареет и остается «вечно зеленым».


Понравилась статья? Тогда поддержите нас деньгами, чтобы мы могли и дальше писать материалы!

Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу. Поможет любая сумма, но для минимального гонорара требуется хотя бы 300 рублей.