HJЛичный опытПриложения

Личный опыт: как я прослушала аудиоспектакль, который заставил меня придумывать

Как я изучала швейцарские коммуналки и пробуждала свою креативность

Проект «Прогулка» –  это аудиоспектакли от команды most creative camp. В 2016 году два ее сооснователя Даниил Филин и Соломон Шлосман решили создать образовательные лагеря, где участники учатся мыслить нестандартно. В них люди выбираются из рутины и думают так, как никогда раньше не думали.

Однажды организаторы дали участникам необычное задание: прогуляться с наушниками и послушать задачи на креативное мышление. Так появился самостоятельный проект Progoolka с набором аудиоспектаклей. Я послушала один из них и рассказала о своих впечатлениях. А заодно спросила Соломона о задумке проекта, его пользе, отличии от подкастов и ближайшем будущем. 

Автор: Диана Каримова

Всего в команде «Прогулки» семь человек. Трое из них работают над проектом постоянно: Даня Филин и Соломон Шлосман создают контент, а Ася Бурцева занимается продюсированием. Остальные четверо –  фрилансеры: звукорежиссер, несколько музыкантов и актер, который записывает голос. 

В общем доступе на сайте проекта шесть аудиоспектаклей: «Прогулка про путешествия», «Прогулка по городу», «Прогулка по дому», «Бесплатная прогулка про деньги», «Прогулка ночью» и «Прогулка на Болотов.Даче». Я спросила у Соломона, как команда придумывает и разрабатывает их:

«Сначала мы берем тему, которая нам интересна и поможет людям создать что-то новое. Затем придумываем задания для участников и синопсис, то есть смысловой скелет. После этого пишем сценарий, озвучиваем с актером, пишем музыку и выкатываем».

Соломон добавил, что их команда сейчас больше создает прогулки для компаний. Они даже выпустили приложение-тренажер для сотрудников, чтобы придумывать новые идеи было легче. Это еще и инструмент, с помощью которого компании решают определенные задачи.

«Например, мы делали прогулки для новых сотрудников, –  пояснил Соломон. –  Вместо того, чтобы давать человеку тонну презентаций и водить его по разным переговорным, ему включают аудиоспектакль, где голос в бодрой форме рассказывает, куда он попал, что это за компания, какие правила, ценности и т. д. В эту прогулку даже может позвонить начальник и поздороваться с участником лично». 

Даниил Филин и Соломон Шлосман

Когда я в первый раз прочитала описание проекта, то не сразу поняла, чем аудиоспектакли про города, путешествия или дом отличаются от тех же подкастов на аналогичные темы. Я спросила об этом Соломона. Он сравнил подкасты с радиопередачей, которую просто слушаешь. А когда ты включаешь «Прогулку», то уже не только подслушиваешь разговор внешних людей, но и сам участвуешь в нем.

Голос общается с тобой напрямую и дает тебе задания, которые надо выполнять. То есть это не просто пассивное слушание, но еще и активное придумывание. 

Я недолго думала, какой аудиоспектакль выбрать и рассказать о своих впечатлениях. После месяцев самоизоляции «Прогулка по дому» звучит актуальнее всего. Формально ты находишься в своей квартире, но в тоже время как будто гуляешь. Обычная пешая прогулка помогает мне расслабиться и освежить мысли. А что будет в этот раз?  

Аудиоспектакли можно включить двумя способами: в браузере смартфона и в приложении. Сначала я слушала «Прогулку по дому» первым способом. Выбираешь аудиоспектакль на сайте и вводишь почту, на которую приходит ссылка на аудиодорожку. Открываешь ее в браузере и включаешь. Время прослушивания: полчаса.

 

 

Обычно я включаю подкаст и параллельно делаю что-то, часто даже не особо вслушиваясь в текст. С «Прогулкой» так не получилось. Здесь нужно слушать внимательно, иначе пропустишь очередное задание и не успеешь сконцентрироваться на его выполнении. В наушниках раздается дверной звонок, и ты уже даже спешишь к входной двери, но звучит скрип, и она открывается сама.

В квартиру заходит неизвестный гость, ты не видишь его, а только слышишь, как он расстегивает молнию на куртке. Он представляется неким голосом. Потом проходит внутрь, расхаживает по дому, попутно рассуждает о разных предметах в нем и предлагает взглянуть на них иначе. Голос задает нестандартные вопросы – ты пытаешься найти такие же ответы. 

Голос из смартфона не просто выбрасывает потоки информации в пустоту, а обращается к тебе лично, вовлекая в свою игру.

Всего заданий шесть. Поначалу думаешь, что голос попросит тебя бегать по всему дому и взаимодействовать с предметами, даже с людьми. Не зря же аудиоспектакль называется «Прогулка». В итоге полчаса спокойно сидишь на месте, главное –  думать и придумывать.

Прежде чем дать время, чтобы подумать, голос приводит примеры из истории, жизни знаменитых людей или просто своих знакомых. Выполнить задание надо за полторы минуты. Я все делаю медленно, в том числе и думаю, поэтому за такое короткое время придумать несколько креативных вариантов –  настоящий челлендж. Поначалу трудно, чувствуешь себя напряженно и даже беспомощно. Но к середине аудио втягиваешься в процесс и генерировать новые идеи получается проще и веселее. 

Возникает вопрос: почему вдруг аудио, а не видео?

«Это погружает тебя сильнее, чем видео, –  ответил позже Соломон. –  Когда ты смотришь в экран компьютера, то легко можешь отвлечься на какую-нибудь вкладку, уведомление и т. д. В телефоне во время прослушивания прогулок такое тоже может быть, но нам кажется, что аудио – более погружающий опыт и ты более сконцентрирован. У нас нет исследований на эту тему, но этот эффект мы видим в обратной связи участников».

Сначала голос просит подумать над общим решением задачи, а затем предлагает поразмышлять в более узком направлении. Например, меня очень позабавило задание придумать оригинальное название своему вайфаю.

Полторы минуты в голове лишь бесформенный поток идей. Потом голос останавливает его и дает еще минуту на то, чтобы придумать не просто общее название, а смешное или такое, в котором будет выражена твоя гражданская позиция. Получается, когда у задания есть направление, генерировать идеи намного проще. Но мне все равно не хватило фантазии, чтобы переплюнуть соседский вайфай «5G излучатель». Из более менее удачного у меня получилось «взаперти со своим эго» и «домовой не главный».

Так голос направляет поток твоего сознания, ведь первые мысли обычно всегда банальные. Например, когда мы хотим отправиться в путешествие, то в первую очередь думаем о месте. А «Прогулка» прерывает эти размышления и спрашивает, не куда поехать, а на чем. Может, на самокате? Так у путешествия появляется концепция, а место уже второстепенно.

«Нам хочется, чтобы люди более творчески подходили к своей жизни и чуть нестандартно думали каждый раз, когда у них появляется какая-то задача. Мы убеждены, что в таком случае ты получаешь больше удовольствия от того, чем занимаешься, и результат часто намного лучше», –  рассказал мне Соломон.

Команда most creative camp

В перерывах между заданиями голос приводит интересные факты о том, как строили жилые дома и экспериментировали с совместным проживанием в разные времена. Например, австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер проектировал причудливые дома необычной формы и надеялся, что жители из своих окон будут разукрашивать стены вокруг в яркие цвета.

Голос рассказал и о швейцарских колливингах. Это как наши коммуналки с общей кухней и большим рабочим пространством, только с хорошими ремонтом и интересными соседями.

Когда голос рассказывает эти истории, на фоне можно услышать разнообразные звуки. Разговор о соседях сопровождается жужжанием дрели, а потом и вовсе прерывается записью, где советских пролетариев призывают объединяться в коммуны. Звучит это очень атмосферно, а еще помогает отдохнуть от получасового мозгового штурма.

За время самоизоляции у проекта появилось приложение, которое сначала было доступно только для компаний. Пока в нем только три бесплатных аудиоспектакля: прогулка по дому, прогулка с детьми и прогулка-тренажер. В последней слушателю предлагают разные кейсы для решения нестандартных задач. Сначала участники придумывают свои варианты, и только потом голос рассказывает о других возможных ответах. 

Создатели сильно сократили время «прогулок», потому что полчаса на них есть не у каждого. Соломон добавил, что команда сейчас тестирует несколько форматов и надеется делать аудиоспектакли чаще. Тогда можно будет подписаться, чтобы каждую неделю получать новые задания для разогрева мозгов. 

Я прослушала обновленную «Прогулку по дому» еще раз, уже через приложение. Теперь она длится 15 минут.

Пришлось убрать многие звуковые вставки, например атмосферное жужжание дрели и советский клич объединяться в коммуны. Голос теперь не рассказывает об интересных фактах. Оставили небольшое вступление без звуков дверного звонка и скрипящей двери, сами задания и финал. Задачи на креативное мышление тоже изменили: что-то заменили, а что-то вообще убрали. И примеров их решения стало намного меньше. Мне понравилось, что в этой версии больше не ограничивают время, чтобы придумать идеи. Теперь это не полторы минуты, а сколько угодно. Это более расслабленная обстановка, в которой поток креатива никто не обрывает.

Дорожка в приложении разделена на тематические блоки, которые стало удобно перематывать. К каждому заданию добавили всплывающее окно с заметками, где можно записывать свои мысли. Как закончил, нажимаешь «Готово» и переходишь к следующей задаче. Все идеи сохраняются в приложении, к ним можно вернуться позже. Когда я слушала «прогулку» через браузер, я записывала мысли в блокноте. Делать это прямо в приложении удобнее: потом будешь точно знать, в каком месте оставил свои идеи.

Мне кажется, в приложение стоит загрузить оба варианта, чтобы слушателю было из чего выбирать. Есть люди, которые нацелены только на обучение и результат, но есть и те, кто больше хочет интересно провести время с необычным голосом в ушах. Я отношу себя ко второму типу. После получасовой версии прогулки сокращенная мне не очень понравилась. Вместе со многими звуками ушла атмосфера погружения в тему аудиоспектакля: я как будто уже не исследую свой дом, а оглядываю его быстрым поверхностным взглядом. В сокращенной версии авторы сделали упор на сами задания, которые должны расшевелить мозг. Они не прерываются вовлекающими в тему прогулки историями. Такой формат удобен для тех, у кого время на обучение действительно ограничено. 

Я не слушала такие аудиоспектакли раньше. Это было необычно. Правда, из меня не хлынул поток креативного мышления, которое все-таки требует постоянных тренировок.

Но можно один раз послушать прогулку и взять на заметку полезные техники. Голос дает такие советы: отключи внутреннего критика, перестань фильтровать мысли, которые приходят в голову, или просто возьми старую задумку и адаптируй под свою цель. А еще выбери направление и развивай идеи в нем, так легче. В конце голос предлагает воплощать задумки в жизнь, а не просто оставлять их в заметках.


Понравилась статья? Тогда поддержите нас деньгами, чтобы мы могли и дальше писать материалы!

Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу. Поможет любая сумма, но для минимального гонорара требуется хотя бы 300 рублей.

Рекомендуемые статьи

Close