HJИскусство

«Зарабатывать у нас сложно»: чем живут создатели комиксов

Как делать комиксы и нужно ли для этого учиться рисовать

На Западе комиксы — процветающая индустрия с огромной аудиторией и впечатляющими бюджетами. По комиксам снимают дорогие фильмы ведущие режиссеры Голливуда, а миллионы фанатов выражают свою любовь и косплеят понравившихся героев на Comic-Con. А как развивается этот бизнес в России? Об этом и многом другом говорят художники FRANTSEV и MORKET вместе со сценаристами издательства «Зловещая мембрана».

Автор: Арина Филимонова

О знакомстве с комиксами

Евгений Францев, FRANTSEV

О комиксах я знал давно. Все мои любимые фильмы и мультики детства были основаны на них. Но подержать настоящий комикс в руках мне тогда не удавалось. Максимум, что было доступно, — это обложки комиксов о Человеке-пауке, которые надо было собирать на уровнях игры Spider-man 2000-го года выхода.

Первый мой комикс принес школьный друг. Это был «Бэтмен» — продолжение истории становления персонажа. Я зачитывал его до дыр. Это было крышесносно: комикс о любимом герое, да еще и на русском языке! В те времена это было настоящим сокровищем. Позже, уже в начале 2000-х, когда мне тогда было 10-11 лет, я открыл для себя комиксы Marvel. Это была лицензированная линейка Ultimate и продолжение классических серий Marvel от издательства «Комикс», «Человек-паук», «Люди Икс», «Фантастическая четверка». Еще были комиксы «Ген 13» и журнал «Дед Мороз», где публиковали небольшие главы комиксов от Dark Horse. И понеслось. Я с головой ушел в этот мир: срисовывал понравившиеся картинки из журналов, придумывал свои. С маминой помощью я создал свой первый комикс «Братья Металл» (он до сих пор лежит в шкафу). Это история о братьях-супергероях в броне, как у железного человека. Конкретно в первой и единственной истории они боролись с гигантским роботом, который ранил младшего из братьев и был заброшен на солнце старшим.

Уже тогда я начал мечтать о том, чтобы рисовать комиксы профессионально. Но в подростковом возрасте увлекся музыкой, потом поступил в университет, переехал в Москву, как-то не до этого стало. Впрочем, рисовать я не переставал, просто все работы уходили в стол. Ближе к окончанию учебы я понял, что хочу полностью посвятить себя комиксам. Даже дипломную работу (а по образованию я маркетолог) связал с комиксами, нарисовал для нее около 10 страниц истории, которые и стали моим первым портфолио.

Комиксы — завораживающая вещь: они создают огромное поле для экспериментов и позволяют воплощать самые невероятные идеи.

Это меня и подкупило. Изучать комиксы — очень важно, но, если у вас есть возможность учиться рисованию, вперед, это никогда не помешает. Впрочем, практика показывает, что рисунок необязательно должен быть красивым и технически выверенным. Если он работает на повествование, соответствует духу истории, создает атмосферу, появляется магия комиксов. 

Григорий Старостин, Vicious Membrane:

Как и у большинства детей 90-х, моя страсть к комиксам появилась благодаря черепахомании головного мозга, коей я подвержен с младых ногтей. Первые несколько номеров «Черепашек-Ниндзя» от издательства «Махаон», попавшие ко мне в очень юном возрасте, сильно запали мне в душу и посеяли в ней семена токсичной зависимости от странных мифов и кислотных мутантов. Восторг от созерцания веселых картинок скоро перешел в попытки их имитировать. Перерисовывания стильных уродцев увлекли меня настолько, что в итоге моей наивной башке появилась надежда о том, что я смогу преуспеть как художник. 

Затем, в начале нулевых, когда я уже был в старших классах, у нас начали выходить марвеловские комиксы от издательства ИДК. И вот тогда детское увлечение внезапно стало маниакальной одержимостью, а намерение связать свое будущее с этой индустрией овладело моим разумом. Поэтому я недолго думая перевелся в художественную школу, которая подготовила меня для поступления в колледж анимации #333 — уникальное место, где обучают ремеслу создания мультипликации. Однако к моменту окончания этой прекрасной шараги я понял, что нет возможности продвигаться в индустрии.

Тут бы и сказочке конец, но пристрастие к комиксам меня никак не покидало, как и амбиции реализоваться на любимом поприще. Помотавшись пять лет по дерьмовым работкам, я внезапно обнаружил, что пресловутые книжки с картинками, оказывается, нужны не мне одному, ведь по всей стране начали открываться настоящие магазины комиксов. Так сложилось, что в жизни появились единомышленники, сбившись в небольшую стаю, мы создали издательство комиксов «Зловещая Мембрана». 

     Логотип издательства «Зловещая мембрана». Источник: сообщество издательства ВКонтакте

Олег Кудрин, Vicious Membrane:

Мое знакомство с комиксами началось еще в далеком 2008 году, когда буквально в каждом ларьке у метро продавались синглы ИДК. Это 20-30 страничный выпуск комиксов, например «Человек-паук» Бендиса, «Люди Икс» Моррисона, «Гражданская война» Миллара. Тогда я и влип в книжки с картинками. Лет в 10, то есть в 2011 году, я решил, что было бы неплохо поинтересоваться еще чем-нибудь, скачал на свой Samsung Galaxy mini приложения для чтения комиксов, где были «Хищники» Dark Horse. Там же «Y последний мужчина на земле» Брайана К. Вона — первый более серьёзный комикс, который я прочел, а через пару лет понеслось: «Джон Константин» (Hellblazer); «Возвращение темного рыцаря». В 2014 году обратил внимание на Bubble Comics… 

Затем в 15 лет попал в театральную студию, где учился и выступал, влюбился в истории. Примерно в том же возрасте решил связать свою жизнь с комиксами и начал более профессионально изучать драматургию. А в этот момент в школе начались проблемы с русским языком, да такие, что пришлось нанимать репетитора. Сейчас я безумно благодарен своему наставнику, не побоюсь этого слова. Она и привила мне любовь к писательству. Когда-то не мог и двадцати слов кряду связать, а сейчас способен написать до 5К слов в день.

По ее совету я пошел в медиашколу МГУ, какое-то время грезил журналистикой, но в конце концов разочаровался. Начал заниматься драматургией и по совету родителей, во имя «стабильности», после 9-го класса пошел в колледж учиться на верстальщика. 

Создал МЕТРОПОЛИСЪ и даже какое-то время имел свою команду (кто-то сейчас ушел в бизнес, а кто-то в профессиональную журналистику). Идея была в том, чтобы создать площадку с новостями про русскую андеграунд-культуру. Музыка, игры, кино и комиксы — все варятся в своих кастрюлях, но не могут сделать суп. Вот мы и пытались всех объединить. Но без моего руководства и пинков группа не жила, а я хотел сконцентрироваться на проектах для MOLOT HARDCORP, так как душа горела творчеством, а не критикой. 

Сейчас я своего рода фрилансер, работаю над многими проектами. 

M0rket:

Про комиксы я узнала из рекламы по телевизору про журналы с карточками о Человеке-пауке и Черепашках-Ниндзя. Конечно, если сейчас, в осознанном возрасте, их прочитать, то они не особо впечатляют, но меня как ребенка в то время эти эпичные истории в картинках не отпускали очень долго. 

Открыв для себя вселенную Бэтмена, я создала свой первый комикс с сюжетом. Это случилось после выхода фильма «Джокер». У меня на тот момент уже почти пропал всякий энтузиазм к рисованию, мне хотелось чего-то нового, чего-то, что погрузит меня в работу с головой. Этот фильм буквально спас меня. Я открыла для себя вселенную DC, ее злодеев и героев. У меня был просто сумасшедший поток мыслей от того, что можно с ними придумать. Работа художника комиксов похожа на рисование ключевых кадров из фильма, просто они все компонуются на листах бумагиПредставьте: он будто снимает целый фильм, и история переносится вместо экрана на бумагу! Еще бы звук и двигающиеся картинки были, как в Гарри Поттере… 

За Бэтмена я зацепилась больше всего, он обычный человек, он побеждает умом и хитростью. Злодеев Бэтмена я просто обожаю. Они такие же простые люди, но каждый из них особенный, каждый со своими тараканами в голове. Я мечтаю создать комикс о Бэтмене и его врагах, где было бы практически невозможно разобрать, кто есть герой, а кто злодей — настолько тонкая между ними грань. По этой причине мне нравятся комиксы, поскольку сюжет и рисунок погружают читателя, эмоции после прочтения не уступают просмотру целой киноленты. Мне нравится в искусстве возможность трогать людей за душу, психологически и эмоционально. Показывать на лицах персонажей обычную человеческую тревогу, радость и печаль. Даже неважно, положительный это персонаж или отрицательный.

Наверное, мои фолловеры такие же любители историй в картинках, как и я. Тоже могут поплакать над трагической судьбой персонажа или посмеяться над мемами. Человеку свойственна эмпатия, и мы сопереживаем даже злодеям. Человек любит побеждать, и мы подражаем героям. Интереснее всего, когда герой совершает множество ошибок и сам становится злодеем, а злодей, напротив, оказывается вовсе не плохим человеком. По этой же причине мне нравится мультфильм «Мегамозг» и мультсериал «Аватар: Легенда об Аанге», где Зуко является отличным примером трансформации из злодея в героя. Все эти моменты я обычно отражаю в своих рисунках: все персонажи так или иначе простые люди, кому-то просто везет больше других. 

На самом деле я не ограничиваюсь только одним созданием комиксов. Помимо них мне нравится 3D-моделировать и разрабатывать видеоигры, поэтому останавливаться на чем-то одном мне очень сложно. Плюс у меня нет классического академического образования, я самоучка. Как-то раз пошла на обучение в художественную школу у себя в городе. Я не проучилась там и трех недель, ушла. Мне было неинтересно, ребят там не учили. Это не значит, что все школы такие. Кому-то обучение в художке сильно повысит навыки в рисовании, а кто-то просто потеряет энтузиазм.

Рисование, как и любой другой вид искусства, рассчитано на одержимых.

Заставить научить себя невозможно, должно быть огромное желание, а с ним возможно все. Ты можешь сидеть дома сутки напролет, разбирая стиль любимого художника, подражать ему, учиться на своих ошибках, разрабатывать свой стиль. Этот вариант развития событий никак не уступает учебе в художественной школе. Каждый выбирает свой удобный метод обучения.

                  Работа m0rket. Источник: сообщество художницы ВКонтакте

О любимых жанрах, авторах и героях

Евгений:

Фантастика и киберпанк — мои любимые жанры. За последние несколько лет я поработал над разными комиксами: рисовал постапокалиптический пельмени-вестерн «Фронтир» (по аналогии с итальянскими «спагетти-вестернами» — особый поджанр вестернов — прим. HJ), биографический комикс «Лаки» о гангстере «Лаки Лучано», собственную киберпанк-историю vol 1 и научно-фантастический комикс «Сокол» про первого советского космонавта. Им я горжусь больше всего. Мы работали над ним вместе с моей женой Лерой и нашей общей подругой Ингой Канареевой в рамках конкурса «Новые герои Bubble».

Мне нравятся многие художники: Майк Миньола, Оливер Куапель, Грег Токкини, Шон Мерфи. Они поражают своим стилем, тем, как они работают со страницами, от композиции до отдельных штрихов в рисунке. Я люблю открывать в комиксах что-то новое. Сейчас читаю мангу Масамуне Сиро («Яблочное зернышко», «Призрак в доспехах»), Сатоси Кона («Опус», «Серафим 266613336 крыльев») и Кацухиро Отомо («Акира», «Дому»). Это очень крутые, легендарные авторы. А самые мои любимые герои — это Бэтмен, Хеллбой и Спаун. Мечтаю когда-нибудь поработать над кроссовером этих персонажей 🙂 

Обложка комикса Vol1 Евгения Францева. Источник: личные архивы художника

Григорий:

Из отечественных — это Даниил Кузьмичев и Алексей Горбут. Из зарубежных я топлю за Саймона Бисли, Джонена Васкеза, Берни Райтсона и Q Hayashida. Нравится их стиль.

Любимые тайтлы: Dorohedoro, Tales From the Crypt, Swamp Thing, TMNT, Hellblazer, Johnny the Homicidal Maniac.

Олег:

Комиксы — в первую очередь формат, один из множества способов рассказать историю. Если ты сценарист, то по сути не ограничен социальными факторами, особенно при современном доступе к информации. Важно вовремя понять разницу между жанром (как совокупность обстоятельств внутри сюжета, характеризующая историю) и сеттингом (пространством и временем, в котором происходит сюжет). Многие упускают этот момент и загоняют себя в рамки, которые не дают им разглядеть ошибки и начать расти. Если хочешь стать сценаристом, нужно много читать, постоянно упражняться, разбираться в психологии. Например, трансакционный анализ и теория игр Эрика Берна могут помочь с диалогами лучше любого учебника по драматургии, там хорошо разбирается поведение человека. Не стоит забывать и о художественности текста. Но в общем и целом — «делай то, что мог бы читать и перечитывать сам».

Стоит обращать внимание на авторов, ведь за ними стоят идеи, мысли, умения. У Тома Тейлора хорошая химия персонажей, у Замского — лучшая в России игра с культурным пространством, а Леша Хромогин способен сделать хорошую историю, даже не умея рисовать. У этих ребят можно поучиться — и не только у них! Интересно следить за личностями вроде Гранта Моррисона, чье творчество зиждется на оккультизме и теологии. Этот мужик воспринимает героев как современную мифологию, помню, как залпом прочел его «Superman All Stars», где он буквально написал свою версию нового завета с Суперменом. Под впечатлением я накатал свою первую серьезную статью, которую опубликовали в группе издательства Азбука. 

M0rket:

Столько разных стилей, задающих свою атмосферу для комикса, очень сложно выбрать какого-то одного художника. Думаю, я могу хотя бы выделить троих: Дэн Мора — очень характерный диджитал художник (рисует на компьютере, хотя и на бумаге очень хорош). Люблю угловатые формы в его рисунке. Первый раз о нем узнала, когда прочитала комикс «Клаус» от Гранта Моррисона.

Клэй Манн — безумно люблю этого художника. С анатомией он на ты, а от его мастерства композиции панелей и разворотов в комиксах захватывает дух. В «Кризисе героев» от Тома Кинга он показал настоящий мастер-класс.

Степан Шеич — хорватский художник комиксов, еще и их автор. Он хорошо рисует мимику персонажей, относится к тем художникам, которым не нужен колорист. Советую прочитать его комикс «Харлин» по DC.

Также обожаю Бэтмена и бэтсемью, в особенности Барбару Гордон и Джейсона Тодда. Люблю Зеленого фонаря, Человека-паука (Питер Паркер), Росомаху, Рафаэля (Черепашки-ниндзя) и по-особенному Трансформеров (у меня в детстве были горы игрушек и фигурок по ним).

О комикс-индустрии в России

Евгений:

Российская индустрия комиксов пока что в начале своего пути. Конечно, у нас уже есть свои рок-звезды среди авторов, художников, издателей, например, Ольга Лаврентьева, Глеб Мельников, Bubble Comics. Но в целом индустрия все еще нащупывает свой путь. Очень надеюсь, что она разовьется и превратится в такой же серьезный рынок, как на Западе. Перспективы есть, главное не бросать это дело. 

Люди, которые считают комиксы чем-то непонятным, детским, иногда встречаются. Когда человек видит что-то новое и не хочет это понимать, он просто высказывает негатив. Многие блогеры, библиотекари и сами авторы занимаются активным просвещением читателей. И комиксами начинает интересоваться не только условная «молодежь», но и люди старших поколений. Главное — помнить, что в комиксах, как и в другом искусстве, есть как «жвачка», так и серьезные произведения. И я рад, что люди начинают адекватно воспринимать «книжки с картинками». Я очень люблю печатные комиксы. Потрясающее ощущение: читать и разглядывать их на бумаге, особенно когда это большая книга с клевым рисунком. Например, работы Серджио Топпи — детализированные, проработанные, невероятно красивые. Такое удовольствие вглядываться в эти детали на бумажных страницах! Но цифра захватывает индустрию. Это естественный процесс: я и сам спокойно читаю комиксы в электронном формате (и «классику», и вебтуны). Главное — чтобы программа для чтения была удобная и хорошо работала на гаджетах. 

Григорий:

Состояние индустрии комиксов в России? Оно неустойчивое. Бывает пульс пропадает, но все легко поправимо, небольшой разряд электричества, пара-тройка заклинаний из Некрономикона, и как новенькая! А то, что у нее один глаз навыкате, так это ничего, мы ее и такой любим. На страницах наших изданий правят бал монстры, мутанты, маньяки, уроды, пришельцы, колдуны, забытые боги. Нам по душе зловоние канализации и спертый воздух древних крипт. В наших сердцах гремит панк-рок и черный металл. Мы не жалуем цивилов и ненавидим все, что видим. А наша публика состоит из упырей, сатанистов и маргиналов со вкусом. 

Олег:

Главные фанаты комиксов — сами авторы. На мероприятиях именно мы скупаем у друзей новые произведения и именно мы присутствуем на автограф-сессиях друг у друга. Но рано или поздно что-то даст сильный толчок, и у русского человека возрастет интерес к данному творчеству. 

M0rket: 

Я застала тот момент, когда Bubble выпускали еще только Игоря Грома, Бесобоя, Инока и Красную Фурию. Отечественные комиксы для меня тогда были чем-то совершенно новым и неизведанным, и популярность Игоря Грома только зарождалась. Сейчас же по нему уже снимают одноименный фильм, а линейки комиксов приумножились вместе с новыми персонажами. Аудитория растет, привлекают новых авторов со своими сюжетами. Это заметный прогресс в индустрии комиксов в России. Конечно, ситуация с коронавирусом сильно подорвала продажи, и многие серии комиксов сдвинули анонсы, как отечественные, так и западные. Так или иначе индустрия разрослась, и после ослабления карантина снова будет бить ключом.

О том, как зарабатывать комиксами

Евгений:

Художник комиксов в России может работать в издательстве или быть фрилансером. Многие художники работают ретушерами для издательств, выпускающих лицензионные русские переводы комиксов Marvel, DC и других. Это очень трудоемкая работа: ретушеры перерисовывают звуковые эффекты в стиле оригинала, адаптируют их, рисуют надписи и так далее. Сейчас эта работа выполняется на разных слоях в графическом редакторе, но менее сложной от этого не становится. Кто-то подрабатывает в геймдеве, кто-то занимается дизайном, рисует рекламные и коммерческие комиксы. Только комиксами у нас зарабатывать сложно, рынок все еще формируется, пока что он относительно небольшой. Я в основном рисую для иностранных независимых авторов. Иногда делаю что-то для наших ребят. Что касается продаж в магазинах, по личным ощущениям, лучше всего продаются лицензированные западные серии о супергероях. Но и российские истории постепенно становятся популярными.

Олег:

В комикс-индустрии важно уметь себя продавать, как пример — Виталий Терлецкий: только он может позволить себе выпустить «Роман Победитель ласточек», где Рома 800 страниц бьет ласточек (и выпустит это в нескольких вариантах издания, которые раскупят). Придётся искать своих покупателей, научиться организовывать свое время, процесс работы, иначе ты никому не нужен. Нельзя выдавать по 3 страницы сценария в день и надеяться на положительный результат.  Я обычно работаю всегда, и в будни, и в выходные, приучил себя спать 5-6 часов. Так и живу. Книжками с картинками я и счастлив!

В среднем, если ты начинающий, то за 110-страничный сценарий для издательства получаешь 10-15 000, в то время как художнику за 1 страницу платят 1000-2000 рублей. Поэтому многие сценаристы не могут полностью посвятить себя комиксам. Тупо мало денег.

Лично у меня стабильный заработок с работы продавцом комиксов в Comic Street. При этом я горжусь своей работой, приобщаю людей к комиксам и стараюсь быть больше своим человеком, который не обманет при подборе комикса, чем продавцом. Однако тусовка в индустрии не такая большая, пробиться достаточно просто.

Можно ходить на какие-то ивенты, общаться на автограф-сессиях с авторами, писать необычные статьи (например, я в свое время обращал внимание на химию работы колористов и художников), в общем, не сидеть на месте. 

Самое важное — не продавать душу. Готовьте только то, что самим съесть не стыдно.

Вот, например, Снэппер Карр прославился внутри части КИ с помощью своей статьи про то, что Черно-белые комиксы — зло и вообще вредят зрению (напомню, что первые комиксы только и были в Ч/Б, так как выходили на одной полосе газет). Если это не продажа души, то дьявол давно среди нас, ребята.

M0rket:

Для начала лучше всего набрать свою аудиторию, чтобы продвинуть свои идеи. Если публиковать материал на бесплатных ресурсах, аудитория сама даст вам понять, стоящий он или нет. После можно переходить на такие площадки, как Patreon и прочие, чтобы вы получали доход со своих работ, а аудитория — вознаграждение, например, в виде новых страниц комикса. Вместо Patreon можно обратиться за поддержкой сразу в издательство. Можно зарабатывать на продаже мерча или брать заказы. Способов очень много. Я пока только беру заказы на рисунок. Чтобы продавать свои комиксы, мне необходимо разработать свою историю с оригинальными персонажами. Жаль, что нельзя издать свой комикс с Бэтменом из-за отсутствия авторских прав :р

Бэтмен и Джокер в творчестве m0rket. Источник: личные архивы художницы

Советы начинающим художникам и сценаристам

  • В первую очередь решите для себя, хотите ли вы посвятить комиксам жизнь или оставить как хобби;
  • Многое о человеке говорит его объем знаний, так что нужно учиться, не бояться работать ради опыта; 
  • Мечтать и идти к своей цели. Цепляться за любую возможность;
  • И самое главное — прокричать на весь мир: «Я художник!», и пусть кто-то посмеет вам сказать, что это не так!

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, чтобы мы могли и дальше писать материалы!

Наш журнал существует только на средства читателей. Ваши донаты подарят нам немного уверенности и возможность платить авторам за работу. Поможет любая сумма, но для минимального гонорара требуется хотя бы 300 рублей.

Рекомендуемые статьи

Close