HJКиноЛитература

«Сорокин трип» — визуальное путешествие в мир писателя

С 12 сентября в прокате идет «Сорокин трип» — документальный фильм журналистов Юрия Сапрыкина и Антона Желнова о писателе Владимире Сорокине. Это уникальная и очень личная лента, созданная на грани с художественным кино и позволившая зрителю проникнуть за кулисы жизни одной из самых значительных фигур современной русской литературы.

Бесшовный стиль

Название отлично выражает ключевую идею его создателей. Это именно трип, который приглашает тебя неспешно прогуляться с Сорокиным мимо серых панелек, пустынных дворов, тусовок московских концептуалистов, заснеженных дорог дачных поселков, театральных подмостков, берлинских улиц и, слушая его неторопливый и размеренный голос, отправиться сквозь русскую метель куда-то в сторону вечности.

Среди этих локаций самыми основными остаются четыре:

Московский район Ясенево

Именно здесь писатель провел значительную часть своей юности и впервые встретился с КГБ.

Мастерская Ильи Кабакова в доме страхового общества Россия на Сретенском бульваре

В этом помещении, как и во многих других, проходили собрания московских концептуалистов. Среди них Сорокин был практически единственным, кто занимался прозой, в то время как других интересовали другие виды искусства. Для остальных концептуалистов проза была дискредитирована социалистическим реализмом, а Сорокин был первым, кто сумел использовать это направление для своих целей.

Берлин

В нулевые годы Сорокин купил там жилье и с тех пор курсирует между Германией и Россией, часто размышляя над разницей между жизнью в Европе и на родине.

Подмосковный поселок возле аэропорта Внуково

Когда Сорокин приезжает в Россию, он проводит время в уютном коттедже вместе со своими собаками и гуляет по лесу.

Многие документальные ленты выглядят как стандартный набор разрозненных съемок из разных локаций. Но не таков «Сорокин трип», ведь ключевой замысел создателей фильма заключался в том, чтобы изобразить плавный и бесшовный визуальный переход Сорокина из одного место в другое. Это получилось не только гармонично, но еще и завораживающе красиво благодаря стараниям оператора Михаила Кричмана, который снимал для Звягинцева «Нелюбовь» и «Елену».

В России ты либо боишься, либо пишешь. «Сорокин трип»

Лента поражает разнообразием визуальных решений. Это не журналистское исследование и не просто набор интервью, а почти художественный фильм со своим личным киноязыком и набором образов вроде мрачных ясеневских панелек, выражающих атмосферу насилия во время взросления писателя, или широкого дерева, которое отсылает зрителя в пространство русской классики и знаменитому толстовскому дубу. Кроме того, в ленте есть самобытные иллюстрации к творчеству писателя с полноценной анимацией и кадрами из съемок советской жизни.

При этом картина не обладает какой-то цельной и единой стилистикой, вместо этого каждый эпизод снят и смонтирован в своем формате в зависимости от изображаемой локации. То же можно сказать и о самой прозе Сорокина, имеющего славу самого даровитого стилиста в русской литературе, то есть автора, способного равноценно писать в любом стиле. Это умение он наглядно продемонстрировал в своем последнем романе «Манарага», где сымитировал технику письма целой когорты разных писателей от Толстого до Прилепина. Таким образом «Сорокин трип» стал первым фильмом в истории русского кино, который сумел качественно подстроиться под манеру прозы его главного героя.

Интимность кадра

Русский кинематограф насчитывает крайне мало документальных фильмов о писателях, тем более о еще живых, поэтому «Сорокин трип» во многом оказался на неизведанной земле и многое что сделал впервые. Одним из последних значимых проектов в этом жанре был фильм «Саша Соколов. Последний русский писатель», сценарий к которому так же писал Антон Желнов. Но только если в той картине еще звучала наивная и восторженная авторская интонация, то фильм о Сорокине стал первым проектом, снятым без налета серии ЖЗЛ и без желания превратить автора в гипсовый монумент.

Для прорыва в искусстве нужна культурная наглость. В литературе можно все, сдерживать себя нужно в жизни. «Сорокин трип»

Чтобы избежать этого эффекта, авторы фильма полностью устранились из кадра и оставили звучать только голос самого писателя. Кроме него в кадре говорят лишь его бывшие соратники вроде Андрея Монастырского, а произведения Сорокина читаются вслух голосом робота. Такая тактика позволила герою как следует раскрыться и предстать перед зрителем духовно нагим, в интимной обстановке рассказывая о сокровенных воспоминаниях и заветных тайнах, какими он раньше не делился.

Судя по всему, Сорокин при всей своей видимой брутальности — весьма ранимый и закрытый человек. С одной стороны, он противопоставляет себя Пелевину и буквально говорит: «В отличие от тех авторов, которые ходят в черных очках и не подпускают к себе интервьюеров, у меня нет и никогда не было пафоса затворничества, высиживания в башне золотых яиц». С другой стороны, после опыта общественной травли в нулевые годы он стал очень строго охранять свою личную жизнь, сохранять длинную дистанцию между собой и миром, не позволять никому проникать в в свою душу дальше положенного.

Поэтому то, что он сумел так раскрыться перед камерой Кричмана — есть большая заслуга создателей ленты, сумевших завоевать его доверие и создать правильную обстановку. Во многом это получилось благодаря тому, что Сорокин посмотрел предыдущий фильм Желнова о другом московском концептуалисте Илье Кабакове, остался доволен увиденным и с расположением отнесся к идее снять картину про него. Иначе он мог бы просто не согласиться на съемки.

Зима — это время, когда небо снисходит на землю, а время с пространством занимаются любовью. Метель есть метафизика русской жизни. «Сорокин трип»

Фильм с одним главным действующим героем почти целиком зависит от него самого. «Сорокин трип» — по сути перфоманс, который перед нами развернул сам Владимир Георгиевич как человек невероятно точно чувствующий стиль и умеющий его сконструировать. Здесь наверняка сказался его опыт работы сценаристом. Большинство знает его как писателя, некоторые воспринимают его как художника и совсем немногие в курсе того, что он писал сценарии для фильмов «Москва», «4», «Копейка» и нескольких других. И благодаря этому опыту он интуитивно перевел свою биографию на киноязык таким образом, чтобы за ней было интересно наблюдать.

Так что же рассказал Сорокин?

В фильме достаточно много эксклюзивных сведений, какими он раньше не делился с публикой. Большая часть его рассказа посвящена молодости и его опыту выживания в крайне токсичной среде советского тоталитаризма. Он многое поведал о своих родителях: крайне замкнутом отце с психическими проблемами и матери, которая из-за проблем со здоровьем рано вышла на пенсию. Оба они очень пугались литературных экспериментов своего сына и не знали, чего от него ждать.

Детство Сорокина выдалось тяжелым — он родился в подмосковном поселке Быково, куда и ходил первые годы в школу. Это место в те годы было крайне депрессивным, а большинство его одноклассников воспитывались в маргинальных семьях, в то время как родители Сорокина были практически единственными в округе с высшим образованием. Со временем сверстники начали сильно травить мальчика из интеллигентной среды и часто его избивали. Очевидно, что ему часто приходилось быть свидетелем вопиющей жесткости, о похожем опыте он говорил на литературном фестивале в Черногории: в 9 лет Сорокин приехал в Крым вместе со своим отцом, забрался на персиковое дерево и увидел, как один сосед-алкоголик избивал старика. Когда тот отчаянно спросил: «За что ты меня бьешь?», а тот ответил просто и внятно — «Потому что хочется».

Для меня главное — это себя удивить. Если это получилось, то и с читателем все будет окей. «Сорокин трип»

Его общие рассуждения о Советском союзе, какими он делился раньше во многих интервью, как-то меркнут на фоне его рассказа о крови, медленно капающей на подоконник в школьном туалете после очередной драки с одноклассниками. Все эти впечатления сливаются в общую историю об опыте предельного насилия и невыносимо давящей тяжести, которая расплющивает тебя как личность. После просмотра «Сорокин трипа» становится ясно, что именно это ощущение сформировало его как писателя, и даже его остроумие скорее возникло как реакция противодействия в ответ этой тяжести.

Как многие помнят, в 2002 году члены общественно-патриотического движение «Идущие вместе» инициировали травлю Сорокина, призывали запретить его книги и публично сжигали их на улицах и бросали в огромный унитаз. На писателя даже завели уголовное дело по факту распространения порнографии, но вскоре закрыли. На некоторое время Сорокин попал в объектив общественного внимания и сильного прессинга со стороны власти. Долгое время казалось, что он шутливо перенес этот опыт и не придавал ему особого значения, но многие его высказывания в «Сорокин трипе» ясно показали, что это сильно по нему ударило и во многом побудило переехать в Европу. Также именно этот опыт подтолкнул Сорокина к написанию знаменитого «Дня опричника», поскольку он увидел появление нового средневековья и захотел показать мир, в котором такие «идущие вместе» управляют страной и строят великую русскую стену.

Многие думали, что Владимир Георгиевич — это такой ехидный постмодернист, неспособный воспринимать что-либо всерьез и отгороженный от мира толстой броней иронии. Фильм сумел показать нам настоящего, тонкого и уязвимого писателя, который ничуть не похож на автора хулиганской «Нормы» или «Голубого сала». Как бы там ни было, «Сорокин трип» войдет в историю кино как один из самых важных фильмов о русских писателях и о литературе в целом.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемые статьи

Close