«Если бы не закрашивали, пропал бы интерес»: граффити-художники о проблемах с законом и вандализме

Зачем они рисуют на стенах и есть ли правила в стрит-арте

В России уже давно процветает стрит-арт: граффити можно заметить практически в каждом дворе. Но что за люди украшают стены наших городов? Уличные художники Beat.c, Gesh, Blot и Крутое Пике  рассказали, как они начинали рисовать и чем вандализм отличается от искусства.


Почему для уличных художников важна анонимность?

Beat.c:

У нас, как и в большинстве стран мира, несогласованное рисование на улице преследуется законом, я просто не хочу проблем.

@beat.cc

Gesh:

В России рисование, можно сказать, запрещено — легальных стен почти нет, их можно по пальцам пересчитать. К тому же кроме стрит-бомбинга (граффити на стенах и зданиях Прим. ред.) есть еще трейн-бомбинг (граффити на поездах — Прим. ред.). Если с первым все еще не так плохо, то за второе наказание довольно серьезное. А так как я принимаю участие и в том и в том, лучше позаботиться о своей анонимности, чтобы не было лишних проблем.

Крутое Пике:

Чаще всего я рисую на улице, в местах, где это запрещено. Не хочется иметь проблемы с властями.

Как выбирается никнейм?

Beat.c:

Мой псевдоним сложился механическим образом. Долгое время в начале моего творческого пути я посвятил исключительно рисованию букв. За этот период мной были изучены техники построения и преобразования шрифта. Исходя из этого опыта я сложил оптимальную последовательность символов, с которой мне удобно работать.

Gesh:

Просто открыл английский алфавит и выбрал буквы, которые, как я подумал, мне будет интересно рисовать.

Крутое Пике:

Давно, лет десять назад, придумал себе никнейм Пикезо. Я тогда еще учился в художке, и мне показалось забавным исковеркать фамилию известного художника и применить к себе. Потом, с годами, убирал и подставлял новые буквы и в итоге пришел к тому, что есть. Сейчас полный никнейм это Крутое Пике.

Blot:

Я работаю под псевдонимом Blot, этот никнейм из детства. Во дворе мы придумывали своих супергероев и играли в них, именно так и звали моего персонажа. Когда я впервые пошел рисовать на улице в 2008 году, я подписал так свой рисунок — с тех пор и пользуюсь этим никнеймом.

@beat.cc

Сколько ты рисуешь граффити и в каких направлениях работаешь?

Beat.c:

Свой первый рисунок на стене я сделал весной 2009 года. Выходит, на данный момент я рисую 11 лет. В последнее время часто размышляю о техниках и подходах к работе, ищу новые способы реализации своих идей. К примеру, недавно попробовал работать со скульптурой и мозаикой. А еще занимаюсь иллюстрацией в своем стиле. Ну и само собой, о граффити стараюсь не забывать.

Gesh:

Рисую я с 2012 года, начинал вместе со своими друзьями. Именно они меня и позвали в первый раз — но в итоге они забросили, а я продолжил. Я стараюсь развиваться во всех направлениях, но больше всего внимания уделяю буквам: все-таки это классика граффити. 

Крутое Пике:

Я занимаюсь стрит-артом уже лет 13. Было много перерывов. Пробовал и абстракцию, и коммерческие работы. Но сейчас ушел в классику (классическим направлением граффити считается теггинг, нанесение тегов, то есть никнейма, слов, букв — Прим.ред.). Очень люблю шрифты, стараюсь каждый раз добавить что-то новое в свой шрифт, при этом оставив его узнаваемым.

Blot:

Рисую с 2008 года. Я начинал с академизма, потому что в детстве учился в художественной школе, а потом в институте изучал академический рисунок, основы живописи, композицию. Но мне не хватало творческой свободы. Желание творчески раскрепоститься пришло с первым походом на стену.

Самым первым моим рисунком был персонаж — собственно, я до сих пор рисую персонажей с метафорическими высказываниями. То есть мой первый шаг был началом того, что я делаю до сих пор.

Все мое творчество это поток изменяющихся эмоций и мыслей. В 2015 я сделал свой первый фасад пятиэтажного дома. Мой самый большой страх  это высота, а для того, чтобы реализовать эту идею, нужно было работать с автовышки. На протяжении всей работы я испытывал дичайший страх. Но мне все-таки удалось ее реализовать — и я считаю, что вполне удачно. В такие моменты, когда ты перебарываешь себя, начинаешь больше радоваться тому, что удается.

@sashablot

@beat.cc

@gesher_uno  

@kpytoe_peake

@sashablot

Как относишься к тому, что твои работы закрашивают? 

Beat.c:

Жизнь граффити бывает коротка в двух случаях: если художник осознанно мирится с тем, что его работу закрасят наутро, и если он не понимает, где его рисунок или тэг уместен, а где нет.

Я стараюсь выбирать места, которые меньше подвержены тому, чтобы быть закрашенными быстро. К примеру, недавно рисовал на заброшенном здании, фасад которого выходит на шоссе. Это очень просматриваемое место, вокруг постоянная пробка из автомобилей, но вот здание это уже никому не нужно. Другой вопрос, что ради этого пришлось рисовать валиком вниз, лежа на краю крыши, что не очень удобно. Однако в этой ситуации я понимаю, что усилия оправдывают результат. 

Gesh:

В этом есть свой шарм. Конечно, прикольно, когда, приезжая, видишь свои работы. Но все в нашей жизни скоротечно, поэтому отношусь к этому как-то по-философски.

@sashablot

Крутое Пике:

Я считаю, что если бы их не закрашивали, то пропал бы интерес. Конечно, очень обидно, когда ночью ты сделал крутое место, а с утра приехал его сфоткать, и бам… уже все закрашено. Но бывает и такое, когда работа на видном месте висит несколько лет.

Blot:

Со временем я начал спокойно к этому относиться. Это улица, открытое пространство, и если ты делаешь работу в публичном месте, которое не принадлежит тебе, то нет ничего удивительного в том, что ее могут рано или поздно закрасить.

Когда-то меня это и правда напрягало, потому что ты вкладываешь силы и время, а работу закрашивают, и все сводится к нулю. Но ты же идешь не только за результатом, а еще за процессом, за вдохновением, за атмосферой. Соответственно, ты  реализуешь свои цели, которые даже важнее, чем то, что работу могут закрасить. 

Ради чего все это? В чем смысл твоих работ?

Beat.c:

Когда человек только начинает рисовать, всегда присутствует азарт: быть самым узнаваемым, популярным, чтобы все видели и знали, что вот такой персонаж есть. Зачастую это связано с подростковым максимализмом, примерно в этом возрасте большинство будущих членов субкультуры в нее и попадают. Со временем вырабатываются индивидуальный почерк и тактика рисования.

Для меня это доступный способ заявить о себе окружающим: «Вот он я».

При этом перед художником граффити есть две задачи: пробиться сквозь назойливый шум городской рекламы и в то же время сделать это эстетически красиво — как минимум для тех, кто в этом что-то понимает. И все это — в реалиях архитектуры коробочно-кирпичных домов и зачастую неумелого, непродуманного градостроения. Получается целая наука — где-то пересекается с архитектурной деятельностью, где-то с графическим дизайном. Только вот нет никаких брендбуков, дедлайнов, очереди согласований и вечно недовольного руководства.

Вообще очень интересно наблюдать, как власти пытаются выживать граффити из городской среды. Частое закрашивание рисунков толкает людей изобретать интересные способы как можно дольше сохранять граффити на их на месте. Некоторые на стенах города уже 20 лет — и это прямо в центре Москвы!

Gesh:

Для меня граффити — это процесс и знакомства.

Очень классно то, что ты можешь приехать в любой город мира и там найти людей, которые просто занимаются тем же, чем ты, и встретят тебя, как своего.

Крутое Пике:

Я не стараюсь найти для себя какой-то смысл. Не поддерживаю какую-то идею. Я просто делаю то, что люблю. Я люблю эту движуху в целом. Для меня общение так же важно, как и рисование. На самом деле у нас очень большое комьюнити: у меня есть много знакомых из других городов и стран.

Blot:

Прежде всего ради себя: я вижу в этом способ самореализации. Я достаточно интровертный человек, а рисуя на улице и на зданиях, — там, где люди могут это увидеть, — я высказываюсь. Это некий диалог и с самим собой, и с людьми, которые это видят.

Я испытываю большое удовольствие от самого процесса рисования в открытом пространстве. Нигде больше такого нет: ни в студии, ни в мастерской. Там тоже есть свои плюсы, но именно на улице и в заброшенных зданиях я получаю удовольствие от нанесения краски на стену, на интересные фактуры. Это необычные материалы на необычной поверхности. И если ты понимаешь, что ты сделал именно то, что ты хотел,  это такая «пилюля радости». 

Я люблю работать с формой, мне важно передать через форму настроение, идею, взять несколько аспектов и совместить их во что-то одно. Мне нравится иносказательность, метафоричность, когда ты можешь глубокий смысл внедрить в минимальную форму. Лучше говорить простым языком о чем-то сложном, нежели сложным о простом.

@gesher_uno

Где грань между искусством и вандализмом?

Beat.c:

По мне, нет никакой грани, оба этих явления могут свободно пересекаться между собой, взаимодополнять друг друга. Искусство — понятие расплывчатое. Существует идея и ее реализация; если для реализации идеи нужно заняться вандализмом, то я не вижу в этом ничего деструктивного. 

Помню, что внешний вид Москвы при Лужкове гораздо больше страдал от океана уродливых вывесок и рекламы, чем от граффити. А какая за этим стояла идея? Что-то продать. Стоит в данном случае одно другого? Такие вопросы мне кажутся куда важнее.

Gesh:

Она, наверное, у каждого своя. Хотя у настоящих райтеров есть внутренние правила, где не надо рисовать, например — на памятниках, мраморе и тому подобном. А те, кто обычно занимается подобными вещами, чаще всего просто взяли баллончик или маркер первый раз в руки и никак не связаны с граффити.  

Лично я не люблю называть то, чем занимаюсь, искусством, мне кажется это высокомерным. Я обычно говорю, что просто делаю то, что мне нравится, а как это называется, мне уже неважно.

Крутое Пике:

Я думаю, эта грань очень субъективна. Есть вещи, которые точно можно отнести к искусству, о других же можно смело говорить — вандализм, но вот в граффити мне сложно провести эту грань.

Blot:

Вандализм тоже может быть искусством. Искусство это не только созидание, разрушать тоже можно красиво и интересно.

Наверное, нужно думать о мотивах: цель вандализма  что-то уничтожить и испортить, ничего не создавая. А можно, разрушая, создавать что-то красивое. Разбить окно тоже можно красиво. И в трещинах и разрухе можно найти много красоты. Думаю, тут вопрос в мотивах и концепции действий того или иного автора.

Яркий пример рисование на электричках и поездах. Художники по сути занимаются вандализмом: закрашивают окна, портят вагоны, но при этом рисунки и шрифты могут быть дико крутыми. То есть это стык искусства и вандализма, все в одном флаконе.

@beat.cc

@sashablot

В стрит-арте есть какие-то правила? 

Beat.c:

Опять же — смотря что считать стрит-артом.

Человек, занимающийся стрит-артом, выполняет работу чуть более сложную, чем граффитчик. Задача последнего — написать свое имя, а вот первый стремится в тех же уличных условиях донести до зрителя конкретную мысль. 

Отрасль более широкая, потому что художнику стрит-арта подвластны все форматы и материалы. Хоть скульптуру выставляй на улицу. А вообще, на мой взгляд, какие тут могут быть правила? Как говорится, кто во что горазд.

Если человеку что-то действительно интересно,  его зацепило, то правила — это дело времени. Сейчас 2020 год: информации навалом, развиваться можно очень быстро. Главное — это искреннее желание и голова на плечах.

Gesh:

Мне кажется, нет такого, что нужно знать обязательно. В граффити рамок нет, как и в рисовании. Ты можешь нарисовать все, что захочешь.

Тут есть связь с твоим поведением: если в жизни ты быдло, которое никого не уважает, то и в граффити ты будешь быдлом. Такие вещи зависят от конкретного человека.

Крутое Пике:

Основные правила — это не перебивать рисунки других, если, конечно, они не перебили тебя до этого. Я перебиваю очень редко. Мне нравится делать по чистой стене, да и в городе обычно места свободны. А вот на лайнах (ж/д линии — Прим.ред.) чаще всего все занято, поэтому там сложнее. Начинать всегда нужно с бумаги, дальше пробовать в заброшках или легальных стенках, набивать руку. 

Blot:

Может быть, и есть какие-то правила, но я о них не знаю и сам стараюсь себя не ограничивать. Думаю, любому, кто хочет пойти рисовать на улицах, нужно забыть о правилах и максимально эгоистично к этому относиться. Правило, которому, наверное, стоит следовать: я хочу, чтобы ко мне относились так, как я отношусь к другим. Если ты не хочешь, чтобы тебя закрашивали другие, не делай так сам.

В любом случае, стрит-арт и граффити — это максимальная свобода, без рамок. Поэтому я бы не стал здесь чем-то ограничиваться, тем более придуманными кем-то правилами.

Проверьте, что вы узнали:

Что такое стрит-бомбинг?
Что считается «классикой» граффити-искусства?
Некоторые художники считают, что есть поверхности, на которых нельзя рисовать. А где точно можно?
Как относится к граффити российское законодательство?

Возможно, вас еще заинтересует: