HJИскусствоКино

Три билборда на границе Эббинга, Миссури

Лучший фильм начала 2018 года

Год только начался, но мы уже успели получить несколько серьезных кинорелизов. Самым серьезным из них стал драматический фильм английского режиссера Мартина МакДона «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Технически это премьера 2017 года (в США его показали аж 10 ноября 2017 года), но до остального мира кино дошло только сейчас. Первый показ в Великобритании состоялся 12 января 2018 года, а у нас он будет только 1 февраля. Проект уже успел завоевать 4 премии «Золотой глобус» за лучший драматический фильм, лучшую актрису (Фрэнсис Макдорманд), лучшего актера второго плана (Сэм Рокуэлл) и лучший сценарий.

Кто бы мог подумать, что в 2018 году билборды могут принести кому-то пользу? Большие рекламные щиты, быстро мелькающие в окне автомобиля. Пресыщенной рекламой человек 21-го века относится к ним как к надоедливым баннерам в интернете, которые мозг уже рефлекторно не воспринимает как нужную информацию.

Так думал и английский режиссер Мартин МакДона, снявший такие кинохиты как «Семь психопатов», «Залечь на дно в Брюгге», «Шестизарядник» и «Однажды в Ирландии» (выступал продюсером). Но однажды он, проезжая на автобусе в штате Джорджия, увидел довольно необычные билборды. Вместо привычных глазу неестественно улыбающихся моделей, рекламирующих никому не нужные товары, МакДона заметил надписи о нераскрытом преступлении. Из-за скорости он не мог как следует их рассмотреть, но сама идея использовать эти устаревшие рекламные форматы для социального протеста против несправедливости сильно его захватила. Благодаря этой поездке режиссер решил снять новый фильм.

Сценарий разрабатывался специально под актрису Фрэнсис Макдорманд, жену Джоэла Коэна и звезду многих проектов братьев Коэнов: «Воспитание Аризоны», «Фарго», «Человек, которого не было», «После прочтения сжечь», «Да здравствует Цезарь», которая также снималась в фильме Паоло Соррентино «Где бы ты ни был» и в «Королевстве полной луны» Уэса Андерсона.

«Три билборда» сильно выпадают из ряда предыдущих фильмов МакДона. В нем нет черного юмора в стиле «Однажды в Ирландии», нет суровых гангстеров как в «Семи психопатах» и нет иронических перестрелок в стиле «Залечь на дно в Брюгге». А самое главное отличие «Трех билбордов» заключается в том, что главную роль исполняет женщина, чего раньше никогда не случалось в творчестве английского режиссера. Правда персонаж получился далеким от классического образа женщины-недотроги, поскольку героиня много матерится, ходит в бесформенной рабочей одежде и может даже в морду обидчику надавать как следует.

Как оказалось, Фрэнсис идеально вписалась в образ главной героини нового фильма «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». По сюжету она играет темпераментную женщину Милдред Хейс, пережившую страшную трагедию. Ее дочь была изнасилована и жестоко убита, после чего полиция маленького города Эббинг оказалась неспособной раскрыть преступление и найти нападавшего.

Отчаявшись ждать справедливости, Милдред решается на радикальные меры и покупает рекламное место на трех билбордах на окраине города, чтобы разместить на них призывы к расследованию смерти ее дочери.

В фильме весьма достоверно показан грустный факт нашей жизни – что добиться справедливости или хотя бы обратить должное внимание на проблему можно только благодаря общественной огласке. Как только Фрэнсис размещает надписи на билбордах, в городе начинается переполох. Снимаются новостные сюжеты, разносятся сплетни, в Эббинге вновь вспоминают о преступлении. В сообщениях на рекламных щитах Милдред обращается персонально к шефу местной полиции, Уильяму Уиллоуби. Его играет Вуди Харрельсон, знакомый нам по «Настоящему детективу», «Zомбилэнду» и многим другим проектам.

В отличие от банальных фильмов про месть и несправедливость, в «Трех билбордах» полицейские – живые люди, а не картонные злодеи. Так и Уиллоуби на самом деле хочет найти убийцу дочери Милдред, но при всем желании не может этого сделать, поскольку подозреваемых нет, а улики никуда не привели. Для большей человечности режиссер (он же автор сценария) сделал его раковым больным, которому совсем недолго осталось жить. Из-за этого многие друзья шефа полиции воспринимают билборды как несправедливое оскорбление в сторону и так настрадавшегося человека. Начинается травля Милдред, на которую она отвечает агрессией, чем еще больше настраивает против себя жителей города.

Помимо Уиллоуби, в фильме есть еще один важный персонаж по имени Диксон, его играет известный актер Сэм Рокуэлл («Семь психопатов», «Зеленая миля»). На первый взгляд это просто омерзительный персонаж с расистскими замашками, избивающий невинных людей. Но постепенно Диксон, как и все главные персонажи, кардинально преображается благодаря трем билбордам. Он учится сопереживать жертвам угнетения и добиваться справедливости своими силами. Отдельного внимания заслуживает роль Питера Динклэйджа, навсегда связанного с образом Тириона из «Игры престолов». Его персонаж в «Трех билбордах» появляется лишь в нескольких эпизодах, но помогает главной героине пересмотреть свой взгляд на мир и осознать, что далеко не все жители Эббинга являются ее врагами.

По манере повествования заметно, что МакДон всеми силами хотел преодолеть банальность истории про социальную несправедливость и показать персонажей живыми людьми с противоречивыми качествами. Во многих сценах зритель замечает, что Милдред сходит с ума от своего горя, срывается на невинных людях, неадекватно себя ведет в общении с близкими. При этом остальные жители города также далеки от добродетели. Они лицемерно прикрываются болезнью шефа полиции и требуют от Милдред отозвать рекламу с билбордов якобы ради благополучия Уиллоби, хотя на самом деле они всего лишь хотят замять неприятную для всех историю.

В фильме нет привычного алгоритма торжества хороших персонажей над плохими, поскольку первые не всегда ведут себя хорошо, а вторых мы вообще видим только эпизодически. Здесь вы не найдете привычного алгоритма, согласно которому зрителя ведут за руку от вопиющей несправедливости к решению проблемы.

Таким образом, «Три билборда» превращаются в трагически реалистичный фильм, в котором зло торжествует не из-за фундаментальной порочности человеческой природы, а из-за равнодушия и неудачного стечения обстоятельств. Горькая правда состоит в том, что даже если группа людей сильно пересмотрит свои взгляды и сплотится ради восстановления справедливости, то у них это может не получиться. Милдред это особенно тяжело пережить, поскольку у нее накопилось достаточно поводов, чтобы винить себя в смерти своей дочери. Главное, что она смогла сделать — победить внутреннее зло и простить саму себя за совершенные ошибки. А это уже неплохо.

 

Рекомендуемые статьи

Close