HJПутешествияСоциум

«Самый комфортный город»: очерк о поездке в Вену

Недавно британский журнал The Economist опубликовал рейтинг самых комфортных для проживания городов мира. В этом году лидером стал город Вена, который эксперты назвали самым лучшим по по уровню здравоохранения, образования, культурной сферы, экологии и безопасности. Наш корреспондент Анастасия Карякина отправилась в столицу Австрии, чтобы выяснить, действительно ли город соответствует такой высокой оценке.

День первый

Едем в комфортабельной электричке из немецкого города Вёргль в Вену. За окном мелькают горы, коричневато-серые речушки и ручейки, зелёно-голубые озёра. А саму электричку можно приравнять к нашему сапсану. Или ласточке. Едем обыкновенным вторым классом.

Рядом итальянская семья. У них трое детей, которые визжат на всю мощь, перекрикивая шум почти беззвучных колес. В конце концов, их отправляют в начало вагона, где есть специально-отведенное место для активных пассажиров.

В вагоне большой туалет, куда спокойно сможет въехать инвалидная коляска. Однако, несмотря на все плюсы, поезд задерживается. Вроде, объясняется это сложным маршрутом через горы. На целых 4 минуты позже!

На вокзале снуют в толпе с чемоданами люди в жилетках. Некоторые из них помогают колясочникам доехать до лифта.

Мы же с мамой спускаемся на эскалаторе. Выходим. Куда идти – непонятно. В Вене в первый раз. Знаем лишь, что нужен трамвай номер 18.

— Ты же спросишь, где тут остановка? – я, конечно, учу немецкий, но… а нет, сообразила как задать вопрос.

На остановке стоят весы. Может, взвеситься вместе со всеми сумками? Как заплатить за проезд? Может, как в Москве, водителю?

Просто запрыгиваем в трамвай. Дополнительная ступенька выскакивает при открытии дверей. У кабинки водителя для людей, передвигающихся на коляске, отведено специальное место.

Оказывается, заплатить за проезд у водителя нельзя. Приходится выпрыгивать из трамвая, искать киоск, где продают билеты. Естественно, зайцем было бы легко проехаться, поскольку тут нет московских турникетов, но вдруг придет контролёр, а штрафы тут немаленькие.

Билет на одну поездку стоит 2 евро 40 центов. Мда, если перевести эту сумму на русские рубли, то получится около 180-190. Кого винить в такой высокой цене в самом комфортном городе мира?

В салоне есть свободные места. Изрядно уставшие, мы с мамой присаживаемся на обычное сиденье. Рядом, через проход, сидит женщина, напротив нее стоит коляска. Это специальное место для людей с детскими колясками, чтобы они могли и посидеть, и за ребенком последить.

Из коляски доносятся странные звуки, похожие на кряканье утки. Мать начинает играть с ребенком. А девочка продолжает крякать.

— Почему это она все крякает? – недоуменно спрашивает мама.

Доехали, отель нашли, заселились. Уже темнеет, когда решаем выйти прогуляться до исторического центра. Время 19:30.

Огромная пешеходная улица Марияхильферштрассе. Народу уже не так много, а мусора на дороге, пожалуй, достаточно, чтобы заметить.

Все ниже, ниже, ниже по этой улице, до Музейного квартала. Там начинается проезжая часть и появляются светофоры, которые постоянно пищат определенным образом для каждого цвета. Повсюду расчерчены велосипедные дорожки, по которым и туда, и сюда снуют велосипедисты. Для них тоже поставлены отдельные светофоры.

Светофор для пешеходов. Вместо одного человечка там ходит влюбленная пара. Вход в парк Бурггартен, который разбит напротив здания Нового Бурга («бург» в переводе с немецкого означает крепость), открыт.

В одном углу ребята лет 18-20 разучивают какой-то танец. Чуть дальше женщины постарше тоже танцуют. Если спуститься от Нового Бурга вниз, то увидишь бесчисленное количество компаний молодых людей, которые устроили себе пикник.

Возвращаться начинаем около половины девятого. Нам бы попить в супермаркете купить… Но охранник не пускает в закрывающийся магазин. Где круглосуточные магазины? 20:30, всего лишь 20:30, а колу можно купить лишь в кафешках втридорога.

День 2

Целый день мы гуляем по историческому центру, не можем найти половину достопримечательностей, так как они спрятаны где-то во дворах.

Светофоры по-прежнему пищат, велосипедисты снуют туда и сюда, повсюду бордюры сделаны так, что любой инвалид-колясочник сможет заехать на тротуар.

День достаточно пасмурный и дождливый. Поэтому забегаем в кафе, чтобы перехватить по стаканчику капучино.

Мусорные баки стоят через дорогу. Но, оказывается не те — туда можно выбрасывать только стекло. Вообще, по всему городу расставлены урны для каждого вида мусора: бумага, пластик, даже сигареты. Последние точно ни с чем не спутать.

Доходим до здания библиотеки и памятника Йозефу Второму. Там расположилась некая уличная библиотека: раскиданы пуфики, поставлены гамаки и шкафы с книгами. В огромных полукруглых прозрачных ёмкостях лежат конфеты «Линдт». Несколько человек сидят на пуфиках и читают.

Мы гуляем по городу. За это время, я насчитала три или четыре стенда с дефибрилляторами. Они заключены, в похожие на рекламные, щиты. При необходимости просто надо будет разбить стекло и помочь человеку.

А возле ратуши проходит бесплатный фестиваль: на огромном установленном на улице экране показывают сцены из балета. И все бесплатно.

По дороге назад на Марияхильферштрассе мы с мамой замечаем несколько бездомных. Один из них одет в мешковатые одежды темно-зеленого цвета, выливает дешевый энергетик из супермаркета на клумбу. К этому энергетику слетаются осы и пчелы.

Молодую пару, которая утром спала на лавочке, можно принять за простых русских подростков, которые любят подвыпить.

Время 21:00, мы в отеле. Время проходит, время 23:47. Мы с мамой понимаем, что хотим есть. Суббота же, должны быть рестораны открыты.

Ближайшее кафе, в котором мы ужинали вчера… Закрывается, несмотря на субботу. Вместо ужина – чипсы, купленные на ресепшне.

Вена не ночной город.

День 3

Сегодня экскурсия во дворец Шёньбрун. На машине наш гид отвозит нас до него. Расстояния не сравнятся с московскими.

Дунай, Вена – всё это реки, протекающие в Вене (хотя, конечно, Вену сложно назвать рекой – ручеёк скорее).

И тут мне становится понятно, что вокруг Вены – горы и леса.

Воздух достаточно чистый. Это воскресенье, на дорогах почти нет машин, а все магазины, кроме продуктовых, закрыты. Даже торговый центр в историческом центре закрыт.

Когда входим во дворец, взгляд привлекает вид за витриной – там дети в костюмах принцесс, королев, придворных дам бегают по двору.

— Это экскурсии для детей, — объясняет гид. – Родители с маленькими детьми погружаются в атмосферу времен принцессы Елизаветы Баварской, могут полностью усвоить материал. Мне иногда и самой туда попасть хочется…

Позже мы едем во дворец Бельведер, где хранятся картины Климта (да, его «Поцелуй» тут везде: на зонтиках, футболках, магнитиках, блокнотах). Но внутрь музея мы не заходим, лишь гуляем по верхнему и нижнему садику. Оттуда открывается почти панорамный вид на Вену. Если убрать все подъёмные краны, то можно увидеть, насколько хорош город на фоне леса, венского леса, который виднеется вдали.

— Вена уже девятый раз занимает первую строчку среди самых комфортных городов в мире, — рассказывает гид. – Ну да, это правда: партия зеленых постоянно борется за экологию города, активно пересаживает на велосипеды местных жителей. А вот годовая карта, которую приобретают местные жители, всего 365 евро – то есть, по еврику на день. Стоянка в центре для автомобиля тоже стоит дорого, поэтому тут так много велосипедистов – для них всё обустроено: дорожки, стоянки.

Затем нас везут на Дунай, который разделен на две части самодельным островом.

— Это парк, здесь постоянно проходят бесплатные мероприятия для молодёжи. Например, сейчас идут дни Африки. Часто проводятся различные рок-концерты и фестивали.

Помимо Климта, Вена славится еще одним деятелем искусства — это архитектор Хундертвассер, по проекту которого был создан даже мусоросжигательный завод (к слову, жизнь возле этого завода не очень плоха, поскольку там используют все новые технологии, чтобы не загрязнять воздух). Но, нас, конечно, везут не к мусоросжигательному заводу, а к жилому дому, который спроектировал Хундертвассер. Изогнутые линии и яркие цвета — создается впечатление, будто в мультик попал.

Около 16 часов экскурсия заканчивается. Мы с мамой снова гуляем по центру города.

Наглядевшись на местных жителей, которые безбоязненно перебегают дорогу даже на красный, мы тоже нарушаем правила дорожного движения. Но вдалеке слышится вой сирены.

— Осторожно! – светофор уже загорелся зеленым цветом.

Скорая помощь мчится прямо по свободной полосе, не останавливаясь.

Снова хотим забежать в магазин, прежде чем прийти в отель. Время 18:00, и мы еле успеваем пробить продукты до закрытия магазина.

День 4

Последний день. У нас экскурсия в Музей Истории Искусств, что находится на площади эрцгерцогини Австрии Марии-Терезии. Эта женщина имела 16 детей, в России бы ей точно дали пенсию!

В 9:47 слышны звуки стригущейся травы – это садовник, зажав в зубах сигарету и держа двумя руками свой инструмент, обстригает куст, который выше его на две головы.

— Как он достанет до верхушки, интересно? – задается вопросом мама.

Привстав на цыпочки, отпуская одну руку, он сбивает лишнюю зелень с верхушки.

В 10:00 у входа в музей мы снова встречаемся с гидом.

— Да, одноразовые билеты дорогие, — подтверждает гид. – 14 евро. Но годовой абонемент, например, стоит 42 евро. То есть вы отбиваете полностью его стоимость и можете попасть в большинство музеев Вены по нему. Тут часто лекции проходят, поэтому этот билет частенько покупают местные жители.

Ну, и в такие музеи, как сокровищница Габсбургов, например, вход для студентов до 19 лет бесплатно.

Зал Брейгеля, зал Рубенса. К слову, в большинстве залов есть места, где можно посидеть. Напротив картины Рубенса девушка, как раз-таки сидя на таком стульчике, делает наброски его картин. Быстрые движение карандаша, и белый лист бумаги становится эскизом.

— А это Рафаэль. Обратите внимание, здесь есть стенд с описанием картины для слепых.

Действительно, помимо письменного описания есть версия со шрифтом Брайля. В последний раз бредем по Марияхильферштрассе. На одном из перекрёстков проезжает автобус с пометочкой «био» — он не загрязняет среду города.

Последний день. Завтра у нас самолёт.

День 5

До аэропорта добираемся на такси.

В самом аэропорту также есть лифты и подъёмники для инвалидов. Спокойно можно найти отдельно стоящие весы, чтобы взвесить чемодан, полный местными покупками.

Почему Вену называют самым комфортным городом? Я не могу полностью ответить на этот вопрос, поскольку я не живу в этом городе, не получаю зарплату (может, именно поэтому цены показались нам не очень маленькими). Но:

  • Какими бы ограниченными твои возможности по состоянию здоровья не были, ты можешь наслаждаться Веной и её искусствами;
  • Если у тебя не очень много денег на посещение музеев, ты можешь найти культурную программу себе по карману;
  • Если тебе стало плохо, то люди вокруг могут сделать всё возможное, чтобы спасти тебя;
  • Для местных жителей есть множество плюсов. Им выгодно ходить по музеям, кататься на трамвайчике;
  • Везите в Вену велосипеды! Здесь есть всё для этого;
  • Экология. Она не сравнится с московской.

Чтобы ответ на вопрос «почему Вена является самым комфортным городом» был более полным, мы поговорили с Анной Володиной, которая полгода назад переехала учиться в Вену.

Почему ты выбрала именно Вену?

Анна: Я долго выбирала и мне показалось, что это оптимальный вариант. язык, который уже учу, адекватная стоимость обучения, красивый и удобный город. Да и вся Европа в нескольких часах езды.

Как ты можешь описать Вену?

Анна: Чистый, бесконечно красивый, величественный город с богатой историей и интересной жизнью.

Насколько сложно жить в финансовом плане?

Анна: Сложно, скорее, договориться с родителями. А в сравнении с Москвой, цены не сильно отличаются. Хотя, конечно, курс евро хотелось бы пониже.

Читаешь ли ты местные СМИ? Если да, то на твой взгляд, каков уровень свободы слова?

Анна: Читаю 1-2 издания, на остальные нет особо времени и желания. У нас в универе даже лекция была про местные СМИ, довольно интересно и полезно было. Есть и дипломатичные и «вежливые», и довольно прямолинейные и вульгарные издания. Думаю, каждый знает свою аудиторию и работает на неё, а в целом, СМИ чувствуют себя вполне спокойно.

Случалось ли тебе попадать в непростую ситуацию за то время, что ты живёшь в вене? Если да, то как быстро и каким образом из неё ты вышла?

Анна: К счастью, нет. хотя, австрийская бюрократия — одна большая непростая ситуация (смеётся).

Как тебе учиться в Вене?

Анна: Начну с того, ожидание и реальность совпали частично. Есть моменты, когда ты сидишь и думаешь: «господи, какой бред». Но в общем и целом, очень нравится все, я довольна. Самое главное, что расписание сама себе составляю и есть предметы как на английском, так и на немецком.

В свободное от дел время, чем можно заняться в Вене?

Анна: Есть стереотип, что в Вене скучно. Возможно, мы просто очень в этом с ней сходимся (смеётся). Но всегда есть чем заняться. Больше всего, наверное, я гуляю пешком по центру и пью кофе в любимых местах, но также здесь проводится много фестивалей, вечеринок, активностей от университета. Да даже блошиные рынки!

Самый ли комфортный это город — вывод делать вам. А я, как автор, лишь скажу, что на мой взгляд Вена комфортнее, чем та же в Москва, в которой я живу.

 

 

 

Рекомендуемые статьи

Close