HJИскусствоКино

«Дикая жизнь» — режиссерский дебют Пола Дано

C 18 октября в российский прокат вышел фильм «Дикая жизнь», основанный на одноименной книге американского писателя Ричарда Форда. Это режиссерский дебют Пола Дано с Джейком Джилленхолом и Кэри Маллиган в главных ролях. Нежная, но серьезная и умная семейная драма с сеттингом 1960-х годов.

Оценка: 8/10

Это первый опыт американского актера Пола Дано в качестве режиссера. Ранее он занимался исключительно актерской работой и играл в таких известных фильмах как «Маленькая мисс счастье», «Нефть», «Руби Спаркс», «Молодость», «Человек-швейцарский нож» и даже отличился эпизодическими ролями в сериалах «Клан Сопрано» и «Война и мир». За время его карьеры у Дано сложилась репутация человека, который любит экспериментировать, принимает участие как в массовых, так и в артхаусных проектах, да и вообще не признает деления кино на фестивальное и зрительское. «Дикая жизнь» получилась такой же многоплановой картиной, способной впечатлить пресыщенных кинокритиков и простых зрителей.

Пол Дано

Сценарий к фильму написала давняя подруга и девушка Пола актриса Зои Казан. Прежде чем податься в сценаристы, она играла в ряде малоизвестных картин, самой популярной из которых стала «Дорога перемен». В 2012 году она написала свой первый сценарий к тому же «Руби Спаркс», так что «Дикая жизнь» для нее оказался вторым опытом подобной работы. Они оба актеры с большим опытом, но новички в техническом производстве кино.

Пол Дано и Зои Казан

Действие сюжета происходит в начале 60-х годов в северном горном штате Монтана. Приметы этой эпохи воссозданы довольно точно, но без фетишизма и преклонения перед ними, никаких приступов ностальгии в ленте не прослеживается. При первом взгляде на постер может показаться, что фильм будет посвящен выяснению отношений между героями Джилленхола и Маллиган, что отчасти и окажется правдой, но главным героем оказывается их сын, шестнадцатилетний подросток Джо. Его отец Джерри (Джилленхол) теряет работу в местном гольф-клубе и винит себя из-за невозможности обеспечить свою семью. В порыве убежать от своих проблем он уезжает из дома и отправляется тушить горные пожары, по сути покидая свою семью. Его жена Джейн (Маллиган) разочаровывается в супруге и заводит роман на стороне, заставляя сына становиться свидетелем семейной драмы.

Фильм во многом наследует литературному жанру романа воспитания. В начале Джо предстает нам обычным тинейджером, озабоченным построением отношений со сверстниками в школе. Но постепенно он начинает замечать, что родители ведут себя крайне инфантильно и с головой погружаются в свои собственные переживания, из-за чего Джо приходится стремительно повзрослеть, позаботиться о себе самостоятельно и почувствовать свое одиночество.

Поскольку отец фактически перестает обеспечивать семью, а мать на полставки работает учителем плавания и увлекается адюльтером, то Джо приходится устраиваться на подработку в фотоателье, куда он ходит практически каждый день после школы. Фотография становится важной темой в линии сюжета и характерной чертой быта того времени, когда у людей еще не было смартфонов, и американские семьи воспринимали фотографирование как коллективное дело, ради которого стоит постараться красиво приодеться и выглядеть как можно счастливее — ведь этот снимок потом будет украшать домашние полки долгие десятилетия.

Фильм соответствует своему сеттингу — в начале 60-х еще не было так много бунтующей молодежи, до фестиваля «Вудсток» и парижских студенческих волнений еще почти десять лет. Вот и Джо никакой не бунтарь, он покорно принимает все безумные выходки своих родителей, изредка пытаясь их образумить, но каждый раз ему остается лишь адаптироваться к новым обстоятельствам. Он выступает объектом в конфликте папы и мамы, они не интересуются его мнением или желаниями, а лишь используют его как отдушину в своих эмоциональных порывах. Обычно в подобных конфликтах детей банально не спрашивают и изолируют от неприятных переживаний, но в «Дикой жизни» Джо насильно вовлекают в родительские разборки, совершенно не беспокоясь о его благополучии. Когда у отца или матери возникают проблемы, то они идут к сыну, а самому Джо пойти особенно не к кому, из-за проблем с родителями ему приходится даже отказаться от общения с единственной подружкой в школе.

И хотя сюжет безусловно акцентируется на Джо, картина вполне демократично относится ко всем своим персонажам. Мы видим ситуацию глазами Джерри, понимаем его желание сбежать от трудностей и ответственности, разрешить все неприятности одним простым побегом из одного места в другое. Также зрителю доступен ракурс со стороны Джейн, презирающей своего мужа, чувствующей себя виноватой из-за неспособности воспитать сына и желающей найти себе лучшую жизнь. Каждый из них переживает личную драму и пытается принять решение о сохранении семьи.

Название пропитано иронией, ведь ничего особенного «дикого» в сюжете не происходит, все предельно обычно, буднично и прозаично, и когда Джерри возвращается из командировки, то он обнаруживает, что бытовая жизнь оказывается куда более суровой, чем романтичное тушение пожаров. В фильме большое значение имеет мотив социальной неустроенности, объединяющей между собой сразу несколько периодов времени. Персонажи живут на фоне экономической разрухи, которая одновременно похожа на унылость Великой депрессии 30-х, тревожность 60-х в разгаре Холодной войны и современного социального расслоения. Тем не менее происходящее на экране кажется удивительно актуальным и понятным каждому зрителю. Социальные темы сюжета совпадают с нынешней борьбой за эмансипацию женщины и вниманием к психике подростка, вокруг которого выросла целая индустрия Young Adult литературы и соответствующего кино.

В фильме есть ключевой диалог. Пожилой и солидный мужчина, с которым Джейн изменяет мужу, рассказывает о полете на частном самолете. Он сидел за штурвалом и пролетал на большой высоте, когда ему захотелось отпустить управление, на мгновение забыть про все обязательства и потерять контроль. Именно такое желание разделяют сами Джо и Джейн, они бросают все на самотек, из-за чего панорама их семейной жизни разлетается на множество маленьких кусочков, которые Джо пытается собрать воедино в самый последний раз с помощью общей фотографии. На память им остается только эта видимость красивой жизни, которой у них никогда не было и больше никогда не будет.

 

Рекомендуемые статьи

Close